Формирование нравственных отношений в игре, страница 2

а)        знакомить с трудом, который имеет явно выраженный общественно   значимый   результат   и    интересен   дошкольникам;

б)        выделять профессии, наиболее типичные для данного вида труда;

в)        отбирать трудовые действия, характерные для той или иной профессии, яркие, конкретные по внешнему выражению;

г)         акцентировать нравственные, коллективные отношения людей данной профессии, работающих на одном трудовом объекте.

Такой подход к отбору содержания знаний детей о труде взрослых позволяет определить наиболее важные его черты - значимость для общества, гуманистический характер возникающих в труде отношений.

Необходимое для перевода в игру содержание подается детям прежде всего на фронтальных занятиях при знакомстве с окружающим миром, с художественной литературой. Очень важно в дополнение к ним использовать соответствующие занятия по изобразительной деятельности. Знания, приобретенные детьми на занятиях, расширяются в их повседневной жизни.

Возрастные особенности дошкольников требуют определенных форм и методов педагогической работы.

В младшей группе детям дают последовательные представления о нравственном содержании труда взрослых путем экскурсий (целевых прогулок), проведения дидактических игр типа поручений с раздаточным материалом, в которых принимают участие все дети, чтения художественных произведений, рассматривания картин.

В средней группе, кроме уже названных форм, используются кукольный театр, показ диафильмов, диапозитивов, картинок через эпидиаскоп; беседы; предлагаются дидактические игры на классификацию с элементами конструирования; по мере развития умений и навыков вводятся аппликация, конструирование, рисование, трудовые поручения.

В старшей и подготовительной к школе группах изменяется содержание экскурсий - они носят обобщающий характер. Шире используются конструирование, аппликация, рисование. Труд детей представлен во фронтальных и индивидуальных формах. Применяются дидактические игры и беседы для создания воображаемых ситуаций. Значительное место отводится творческим рассказам детей о труде взрослых.

Эмоциональность   педагога,   его   увлеченность,   интонационная  выразительность речи - тоже своеобразный методический прием, помогающий вызвать интерес к людям труда, уважение к тем, кто умножает богатство и славу Родины.

Чем богаче представления ребят, тем разнообразнее и шире становятся их собственные приобретения. Важно, чтобы уже в процессе освоения знаний о деятельности и отношениях людей дети овладевали некоторыми способами их отображения.

Рассмотрим эти положения на примере ознакомления дошкольников с трудом строителей.

Дети второй младшей группы строят, используя способы, которым их обучили на занятиях по конструированию. Однако социального опыта им не хватает, и игра застревает на стадии предметных действий: дети сооружают стены, в них намечают окна, двери, сверху дом покрывают крышей. Шоферы на машинах подвозят строителям кирпичи.

Для обогащения игры педагог во время наблюдений за работой строителей, а также в дальнейшей беседе дает детям самые общие, но характерные представления о значении коллективного труда строителей («Строители и шоферы работают вместе, помогают друг другу, поэтому они быстро строят хорошие дома. Люди благодарны строителям за их труд»). Для закрепления знания проводится дидактическая игра «Маленькие строители», рассматриваются  картины  «Строим  дом»  из  серии  «Мы  играем» и т. д.

Происходит постепенное смещение интересов дошкольников от предметных действий со строительным материалом (первая стадия игры) к конечному результату собственных и совместных действий - постройке. Дети вовлекаются в отношения сотрудничества: строители поторапливают шоферов, напоминая о том, что не могут закончить дом, если своевременно не будет подвезен строительный материал.

Так игра, а следовательно, и отношения дошкольников поднимаются на более высокую стадию развития.