Воровство у детей и подростков. Различение острого и хронического воровства

Страницы работы

Содержание работы

Воровство у детей и подростков.

Различение острого и хронического воровства.

Воровство – это отклонение в развитии морально-личностной сферы, поэтому устойчивое воровство указывает на отклонения в развитии личности.

Работая с ребенком, склонным к воровству необходимо разобрать: цели; мотивы; причины воровства.

Мотивы воровства делятся:

■  Сделать благо себе.

■  Посредством украденного  сделать приятное другим, и эти заслужить их внимание.

■  Воровство за компанию, что соответствует групповым нормам.

Мотив «Сделать благо себе» проявляется через:

1.  импровизацию, импульсивные побуждения, которые проявляются в момент, когда:

а) ребенок видит чужую вещь, которая ему нравится или привлекает внимание;

б) находится один с желаемым предметом.

2.  более или менее длительное формирование желания взять чужую вещь. В этой ситуации формируется определенный план. Желание переходит в побуждение под влиянием благоприятных условий (не быть схваченным за руку).

3.  побуждение отомстить конкретному человеку или всем сразу. Это побуждение связано с тем, что ребенок понимает негативный социальный фактор своего поступка, но в основе лежит чувство обиды.

Мотив «Благо другим» проявляется через:

1.  побуждение приобрести вещь значимую для другого, тем самым приблизиться к нему. Ребенок не знает, что поступает плохо;

2.  украсть, чтобы заплатить за дружбу, чтобы завоевать внимание.

Личные факторы, побуждающие ребенка к воровству:

1.  Личностные позиции могут быть не осознаны ребенком. «Мне не купят эту вещь, поэтому я возьму ее сам».

2.  Чувство одиночества, обиды, отсутствие «силы Я», ответственности, самодостаточности.

3.  Неумение открыто выражать желания, добиваться цели, застенчивость, страх в ситуации просьбы, неумение обозначить родителям, что эта вещь нужна. Этому способствует серия отказов со стороны родителей, поэтому не формируется уверенность в себе.

4.  отсутствие навыков произвольного и ролевого поведения.

5.  Неумение выходить из фрустрирующей ситуации.

6.  Отсутствие возможности и способности эмоционально предвосхищать последствия собственных действий. Дети не знают, что воровать нельзя.

7.  Неумение откладывать собственные желания на потом, невозможность проявить терпение в ситуации препятствия (нет денег). Ребенок чаще всего существует в ситуации «здесь и сейчас» и думает, что если я ее не получу сейчас, то не получу никогда.

8.  Факты открытого воровства «Я такой и мне все равно».

9.   У ребенка в дошкольном возрасте не развита рефлексия, поэтому нормальный ребенок способен взять любую понравившуюся вещь.

10.  В подростковом возрасте появляются новые более сложные мотивы воровства, в частности они включают «отвержение», «обвинение».

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА

СКЛОННОГО К ВОРОВСТВУ

Воровство, совершенное один раз еще не указывает на наличие склонности. Если многократно – то идет анализ ситуации  и особенности личности ребенка или подростка.

Устойчивое поведение человека обычно связывают с устойчивыми характеристиками личности. Однако, для конкретного поведения сложно найти конкретную черту, или характеристику личности и однозначно, можно объяснить поведение проявлением этой характеристики.

Если воровство совершается многократно, то можно говорить о готовности к воровству. Воровство для него – устойчивый способ поведения. Но такая готовность может и отсутствовать, т.е. у ребенка может не быть склонности к воровству, но в некоторых ситуациях качество его личности проявляется в присвоении чужих вещей.

Вопрос. Имеются ли особые воровские качества, или  такие, которые в связи с ситуацией приводят к появлению стремления присвоить чужую вещь?

Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, т.к. поведение может определяться какой-либо чертой личности, но в других случаях решение может сформироваться по ходу развития ситуации.

Те качества, которые были обнаружены у детей, склонных к воровству, проявляются и у нормальных детей. Поэтому из характеристики  педагогов, родитель однозначно ответить на вопрос почему данный ребенок ворует – невозможно.

Но если данная характеристика дополнится историей развития данной личности, историей формирования отдельных черт, то можно подойти к пониманию причин воровства.

Характеристика личности это еще не мотивы поведения. Поэтому знания характеристики личности ребенка еще не содержит  ключ к его пониманию и коррекции.

Характеристика личности

У ворующих детей, по сравнению с благополучными, имеет место иная система высших ценностей. Один раз укравший, или несколько раз укравший ребенок может не

Похожие материалы

Информация о работе