Воровство у детей и подростков. Различение острого и хронического воровства, страница 5

Мыслительный процесс в ситуации конфликта зависит от той позиции, которую занимает личность в конкретный момент времени. Ребенок, осознавший себя личностью (кризис 3 лет) уже обладает возможностью признать собственные ошибки и проявить активность, направленную на их устранение. Но, если ребенок воспитывается подавления личности, зависимости от взрослых, то способность проявить свою личностную активность остается не сформированной, не реализованной.

При решении личностных проблем ребенку всегда нужна эмоциональная поддержка. Формально-ролевое общение не предполагает обращение к личностным проблемам ребенка, так как это всегда деловые отношения, касающиеся материальных проблем. Исходя из выше сказанного, негативная оценка взрослым поступка ребенка, возложение на него ответственности за поступок, не являются стимулом для его исправления.

7. Нельзя требовать от ребенка фраз: «Мне стыдно…», «Простите меня…». Если эти фразы произносятся ребенком, то необходимо помнить, что они не дают положительный эффект и часто приводят к негативным последствиям. Ребенка можно заставить произносить любые фразы, но внутри его личности ничего не происходит. Побуждения , толкнувшие к воровству, сохраняются и он обязательно вернется к таким действиям.

8. Наиболее эффективным является требование устранить последствия совершенного поступка. Можно предварительно договориться с потерпевшим о том, какова будет его реакция на возвращение вещи. Лучше если не будет фраз о совести, стыде, оценки поступка, эмоций и так далее. Потерпевший должен сделать вид, что ему приятно,  что вещь вернулась, но ее возвращение он воспринимает как обычное явление.

Реакция взрослых на воровство в ситуации конфликта с ребенком.

Конфликтный тип отношений не является благоприятным для проведения коррекции, но и здесь есть некоторые возможности для улучшения межличностных отношений.

Сначала необходимо добиться, что бы изменилось отношение к ребенку как личности, а потом изменится и действие.

Факт воровства заставляет родителей проанализировать и собственное отношение к ребенку. Если эти отношения эмоционально напряжены, то скорее всего причина воровства в этом. В такой семье двойная задача:

1. Улучшить отношения между членами семьи.

2. Устранить воровство.

Если конфликтные отношения не превратились в эмоционально безразличные, то этим можно воспользоваться для переключения знака эмоций с «-» на «+». Напряженные отношения всегда амбивалентны, т.е. двойственны, так как связаны с негативными переживаниями (обида, раздражение). Эти эмоции всегда наслаиваются на стремление к контакту, быть принятым и понятым. (Я не принят, поэтому я обижен. Я принят – причина обиды на меня ужасна). Причина всегда порождает обиду, обида сопровождается отгороженностью.

Если отношения остроконфликтные, то:

1. Открыто сказать о желании сотрудничать.

2. Пообещать, что больше не будет морализации, но родитель будет признавать за ребенком права контактировать со взрослыми на равных.

3. Высказать ребенку собственные чувства и убедить его в том, что взрослые его любят и понимают.

4. Предложить ребенку решить (по мере возможности) совместно решить его возникшие проблемы.

5. Спросить хочет ли он сотрудничать и что он может предложить со своей стороны.

Успех зависит от искренней, глубокой заинтересованности взрослого в разрешении ситуации. Если ребенок не достиг 7-8 лет, то такая форма работы может вызвать у него непонимание и трудности ориентации в ситуации. В этом случае нужно открыто сообщить ребенку (через внимание, заботу, реальное сотрудничество) право на собственное мнение, право на собственное желание изменить конфликтную ситуацию.