Воровство у детей и подростков. Различение острого и хронического воровства, страница 2

1. Проявлять специфических ценностей, поэтому важна  вся сфера его социальных сведений, особенности его ожиданий, способы достижения ожидаемого, весь конкретный опыт ребенка.

2. Дети склонные к воровству чаще всего депривированы в сфере эмоциональных отношений, т.е. они лишены нормальных эмоциональных отношений в семье (может быть жестокое обращение не только в физическом, но и эмоциональном плане). Особенно это проявляется у шизоидных личностей (отец любит мать, но отвергает ребенка) Все это приводит к фрустрации  в стремлении к теплым эмоциональным отношениям. Если ребенок встечает человека, который его любит и замещает ему мать в эмоциональном плане, то воровство прекращается, так как присваивается новая система ценностей, формируется новый жизненный сценарий.

3. Обычно у этих детей нет отношения к человеку как ценности, простого уважения к нему.

4. Потребность в любви выражена достаточно сильно, но существует боязнь зависимости от любящего или любимого человека и страх самого переживания любви.

5. Дети не испытавшие к себе уважения со стороны взрослых не стремятся вести себя так, чтобы вызвать уважение к себе. Для них характерно стремление сделать все наоборот. Например, формирование ценностей, противоречащих социальным.

6. Нарушение в ценностной сфере, отсутствие сдерживающих побуждений могут объясняться и недоразвитием ребенка, так как формирование высших ценностей предполагает высокий уровень развития личности.

Ценности нельзя путать с потребностями и эмоциональными пристрастиями. Очень часто дети чувствуют, что социальными ценностями окружающие их взрослые что-то прикрывают, что они лживы, сами к этим ценностям относятся эмоционально-негативно.

7. Дети не испытывают желания принимать нормы поведения, которые диктуются эмоционально-неподкрепленными ценностями, поэтому не заинтересованы в их выполнении. Неприятие социальных норм, правил чаще характеризует устойчиво ворующих детей.

8. Нарушение норм может быть обусловлено неспособностью контролировать свое поведение, неразвитостью личности. У детей также может обнаруживаться незнание социальных норм или способов управления своим поведением в соответствии с нормой.

Таким образом, нарушение норм может быть специальным, осознанным, а может быть непроизвольным, невольным.

9. Эгоцентризм. Он описывается в ценностных терминах. Существует эгоцентризм когнитивный, который проявляется в том, что человек не умеет, не может понять и принять чужую точку зрения, оценить свой поступок. Эгоцентризм – это симптом недоразвития личности.

10. Неспособность эмоционально предвосхищать и корректировать свои действия. Ребенок испытывает желание взять вещь, но не понимает ни результатов своих действий, ни того, что это чужая вещь, ни того, как окружающие оценят его поступок. Все это находится над ситуацией и, поэтому не учитывается и не регулируется ребенком. Исходя из этого ребенок не может сказать себе «стоп».

11. Смещение ребенка во времени, что проявляется в оценке. Для ребенка важно, как другие оценят его поступок. Правильная оценка поступка помогает скорректировать поведение и создать условия для развития личности.

Бывает и так, что ребенок знает, что поступает неправильно, но все это далеко, а побуждение украсть сиюминутно, то есть ребенок отстранен во времени от этих знаний, побуждение у него сиюминутное и оно всегда сильнее. Это все связано с недоразвитием эмоциональной саморегуляции действий и способности управлять собой.