Воровство у детей и подростков. Различение острого и хронического воровства, страница 4

6. Предотвращение и устранение чувства заброшенности и одиночества у ребенка. Чувство связано с переживанием обиды и желанием компенсировать недостаток любви и внимания и отомстить своим ненормальным поведением тем взрослым, которые его лишают любви. Эти переживания лежат в основе многих девиантных актов. Они всегда имеют целью привлечь к себе внимание или получить приятные переживания, эмоции, часто из источников, которые социально не одобряются (наркотики, алкоголь).

Реакция взрослого на воровство ребенка в формально-ролевых отношениях.

В отличие от других типов отношений формально-ролевой тип невозможно изменить. Например, если мать говорит: «Ты же мне сын, ты обязан…», трансакция «Родитель» - «Дитя», или «Я тебя вырастила, ты должен…» происходит формально-ролевое общение, призыв не говорить откровенно, по душам. Это воспринимается ребенком как непонятная, угрожающая ситуация. Со стороны ребенка идет психологическая защита в виде агрессии или отрицания. Если ребенок привык к такому уровню отношений, он ожидает от матери действий в том же ключе. Происходит рассогласование ожидаемого и воспринимаемого. Это рассогласование неосознанно оценивается как стремление манипулировать с целью вызвать состояние дискомфорта. Такая оценка родителей ребенком, как правило верна. Обычно взрослые редко меняют характер отношений с формально-ролевого на межличностный («Взрослый» - «Взрослый»), который преследует цель устранить то, что мешает эффективному ролевому взаимоотношению.

У учителя с учениками могут быть отношения как формально-ролевые, так и межличностные. Формально-ролевые отношения не предполагают проявление эмоций, чувств и эмоциональной поддержки. При беседе идет только констатация факта. Если применяются эмоции, то ребенок воспринимает это как игру.

Если взрослый по отношению к ребенку имеет формально-ролевые отношения, то в ситуации обнаружения воровства, он может сделать следующее:

1. Негативно оценить, но не в присутствии всего класса поступок.

2. Не проводя коррекцию, не призывая к чувствам, не высказывая собственного сожаления, так как это стиль межличностного взаимодействия, установить некоторое наказание. Помнить, что социальная оценка учителя, это уже наказание, поэтому нежелательно вызывать всеобщее презрение.

3. Эффективность наказания будет выше, если оно будет связано с необходимостью приложить какие-то усилия для исправления совершенного.

4. Не обязательно требовать, чтобы ребенок сообщил родителям и те возместили ущерб, так как ребенок получит негативную оценку поступка, а сам не будет принимать участие в исправлении последствий.

5. Возложить ответственность за совершенные действия на ребенка, то есть объяснить, что он отвечает за этот поступок. Например, нанесен ущерб конкретному человеку. Ребенок сам должен определить, что он может сделать для компенсации ущерба.

Перевод формально-ролевого отношения («Родитель» - «Дитя») на межличностное («Взрослый» - «Взрослый»).

6. Если взрослому удалось перевести ребенка на позицию «Взрослый» - «Взрослый», то это будет способствовать совместному поиску выхода из сложившейся ситуации. «Взрослый» отвечает за рационализацию деятельности, за размышления о случившемся, за принятие ответственности на себя.