Рабочая программа дисциплины «Основы специальной педагогики и специальной психологии» (Тематический план и содержание учебной дисциплины. Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

знать организацию коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в системах образования, здравоохранения и социального обеспечения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы специальной педагогики и специальной психологии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050704.52  «Дошкольное образование» (повышенный уровень) среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Глубокие социальные и экономические преобразования на современном этапе выявили обострение проблемы нарушения экологии детства. Современная образовательная практика озабочена проблемами снижения здоровья и социальной защищенности детей, что обусловлено нестабильностью нашей жизни, многочисленными социальными проблемами, увеличением численности семей социального риска, тенденциями к снижению рождаемости, низким уровнем педагогической культуры родителей, издержками воспитания детей в семье и образовательном учреждении, учащением случаев жестокого обращения с детьми и целым рядом других факторов.

Медицинские исследования последних лет свидетельствуют: большинство детей, посещающих образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, имеют разной степени тяжести или выраженности отклонения, в том числе и неярко выраженные (стертые, латентные, микросимптоматические, многие дети с девиантным поведением). Все большего внимания специалистов требует проявление в детях таких проблем, как эмоциональный дискомфорт, депрессивные состояния, педагогическая запущенность.

Отсутствие необходимой своевременной и квалификационной помощи детям со стороны разных специалистов (педиатров, психологов, педагогов, врачей-психиатров и др.) на уровне раннего выявления недостатков развития ведет к  несвоевременному и  неполноценному развитию, а также и низкому конечному результату.

Предупредить возможные появления отклонений в развитии  ребенка можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих профилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействий педагога на развитие ребенка с учетом его личностных особенностей и наличия проблем.

Законодательно утвержденное право на возможность воспитания и обучения в массовом образовательном учреждении делает особо актуальной проблему подготовки кадров.

В функциональные обязанности педагога-воспитателя должны быть включены умения ориентироваться в разных отклонениях психофизического развития детей, проводить индивидуальную работу по выявлению неблагополучных детей, оказывать детям с легкими случаями отклонений в развитии посильную помощь  психолого-педагогического направления, эффективно сотрудничать с различными специалистами и проводить необходимую работу с семьей.

Данная программа знакомит студентов с теоретическими знаниями в области воспитания и обучения детей с проблемами в развитии, сформировать навыки и умения выявления и осуществления педагогической работы с детьми, родителями, специалистами в целях оказания определенного объема педагогической помощи, в которой нуждается проблемный ребенок.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

иметь представление:

-  о мировом опыте в сфере специальной психологии и специальной педагогики;

-  о перспективах и основных направлениях развития специальной психологии и специальной педагогики;

-  о методологических основах специальной психологии и специальной педагогики;

знать:

-  место специальной психологии и специальной педагогики  в системе научных знаний о ребенке;

-  факторы, оказывающие влияние на развитие;

-  закономерности психического развития, возрастные особенности ребенка;

-  особенности детей с проблемами в развитии;

-  основные виды нарушений психофизического развития ребенка, причины, их вызывающие;

-  особенности организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;

-  задачи, содержание, формы, методы и средства воспитательно-образовательной деятельности;

-  основы психологии общения;

уметь:

-  использовать знания об основах специальной психологии и специальной педагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми и просветительно-педагогической работе с родителями;

-  проводить образовательно-воспитательную работу по направлениям, соответствующим  должностным обязанностям воспитателя;

-  анализировать и оценивать уровень обученности, воспитанности и развития детей;

-  создавать воспитательно-образовательную и развивающую среду;

-  создавать условия для развития, обучения и воспитания детей;

-  выбирать целесообразные формы, методы и средства воспитания и обучения;

-  профессионально взаимодействовать со специалистами и родителями для обеспечения координации педагогического воздействия на ребенка в рамках целостного педагогического процесса;

-  планировать и организовывать работу с родителями;

-  совместно со специалистами  намечать пути коррекции и дальнейшего развития ребенка.

На весь курс отводится 92 часа, из них всего - 72 часа,  40 часов  лекций, 32 часа лабораторно-практических работ, 20 часов самостоятельная работа студентов.

Форма оценки знаний: дифференцированный зачет,

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Содержание разделов и тем.

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа студентов

всего

лекций

практических

Введение

2

2

2

Раздел 1. Основы специальной педагогики и специальной психологии

4

4

4

 1.1

Предмет специальной педагогики

2

2

2

1.2

Предмет специальной психологии

2

2

2

Раздел 2. Особенности психофизического развития ребенка

34

26

16

10

8

2.1

Понятие о развитии в специальной  психологии

2

2

2

2.2

Отклонения в развитии человека, их причины

2

2

2

2.3

Категории и классификация нарушений, отклонений в развитии человека

4

4

2

2

2.5

Психология умственно отсталого ребенка».

6

4

2

2

2

2.6

Психология детей с ЗПР».

8

6

4

2

2

2.7

Психология детей с синдромом раннего детского аутизма

6

4

2

2

2

2.8

Психология детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного

Похожие материалы

Информация о работе