Групповая коррекция гипертимных и психастенических проявлений у акцентуированных подростков (Презентация)

Страницы работы

Содержание работы

Тема: групповая коррекция гипертимных и психастенических проявлений у акцентуированных подростков

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже пониженной чувствительности к другим.

Данной проблемой занимались: А.Е. Личко П.Б. Ганнушкин

Параметры выпускной квалификационной работы

  • Объект исследования: личность.
  • Предмет: групповая коррекция гипертимных и психастенических проявлений у акцентуированных подростков.

Цель: проведение групповой коррекции, направленной на снижение гипертимных и психастенических проявлений у акцентуированных подростков

  • Задачи:

Гипотеза: мы предполагаем, что групповая коррекция приведет к снижению гипертимных и психастенических проявлений у акцентуированных подростков

Практическая значимость нашей выпускной квалификационной работы заключается в систематизации материала по гипертимным и психастеническим проявлениям у акцентуированных подростков; в разработке и частичной реализации коррекционной программы, направленной на снижение этих проявлений; в реализации отдельных элементов программы, в частности занятий тренинга «Я, Ты, Мы»

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

1.1. Особенности формирования личности в подростковом возрасте 1.2. История формирования научных представлений о психопатиях и акцентуациях характера 1.3. Психопатии и акцентуации характера как проявления дисгармоничного склада личности

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ В РАБОТЕ С АКЦЕНТУИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

  • 2.1. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера
  • 2.2. Организация психокоррекционной и психолого-педагогической работы с акцентуированными подростками
  • 2.3. Использование групповой терапии в работе с акцентуированными подростками

ГЛАВА 3. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ГИПЕРТИМНЫХ И ПСИХАСТЕНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

  • 3.1. Итоги констатирующего этапа: характеристика показателей проявлений акцентуаций характера
  • Этап проводился с 29.01. 2007 по 03.02.2007 г.
  • Цель этапа: определение акцентуации характера.
  • Задачи:
  • Определение акцентуации характера.
  • Изучение индивидуальных особенностей каждой из акцентуации характера и сопутствующим им проявлениям.
  • Методы работы:
  • «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) Личко.
  • Опросник А. Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии у подростков».

Приложение 5 Таблица 3. Результаты диагностики ПДО А. Личко (итоги констатирующего этапа)

Приложение 6

Рис. 1. Диаграмма результатов диагностики ПДО А.Личко (итоги констатирующего этапа)

Приложение 7 Таблица 4. Результаты опросника А.Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии у подростков» (итоги констатирующего этапа)

Приложение 8

Рис. 2. Диаграмма результатов опросника А,Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии у подростков» (итоги констатирующего этапа)

3.2. Итоги формирующего этапа: влияние элементов коррекционной программы, направленной на снижение гипертимных и психастенических проявлений у акцентуированных подростков Этап проводился с 04.02.07 по 8.03.07 г. Задачи данного этапа: 1. Разработать программу по коррекции психастенических и гипертимных проявлений у акцентуированных подростков. 2. Разработать сценарий десятидневного тренинга на формирование коммуникативных навыков в общении со сверстниками, провести отдельные занятия. 3. Разработать методические рекомендации по организации работы с психастеническими и гипертимными подростками.

Приложение 9 Таблица 5. Наблюдение за активностью учащихся на занятиях

Таким образом, анализируя результаты наблюдения за деятельностью учащихся в процессе занятий, их участие в анализе упражнений, можно сделать вывод о том, что цель тренинговых занятий частично реализована. Учащимся в некоторых упражнениях удалось научиться воспринимать и принимать себя и на этой основе частично сформировать умение воспринимать другого с его достоинствами и недостатками. Мы предполагаем, что дальнейшая реализация программы позволит откорректировать самопринятие и принятие другого человека, выработать приемы взаимодействия друг с другом, что снизит уровень гипертимных и психастенических проявлений

Рекомендации начинающему социальному педагогу

1. Социальному педагогу необходимо знакомить родителей с типами акцентуаций характера и психопатий у подростка, с его сильными и слабыми сторонами. 2. Всем, работающим с акцентуированными подростками, довести до сведения, что акцентуации характера не относятся к патологическим явлениям, а являются крайним вариантом нормы. 3. В работе с акцентуированными подростками широко использовать психотехнические упражнения, которые помогут подростку в значительной степени смягчить проявление отрицательных черт акцентуаций характера. 4. Продолжать работу над реализацией программы по коррекции гипертимных и психастенических проявлений у акцентуированных подростков.

Рекомендации для работы с психастеническими подростками

1. Педагогическую помощь этому психотипу направлять на преодоление чувства нерешительности, неполноценности, закомплексованности. 2. Помочь подростку освободиться от необоснованных сомнений и опасений. 3. При общении необходимо поддерживать любой положительный почин, но в коем случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу такого подростка. 4. При установлении контакта необходимо сначала подбодрить подростка, дать ему возможность вспомнить и рассказать о тех ситуациях, в которые он смог проявить себя достаточно решительным человеком. 5. При установлении доверительных отношений необходимо обсудить те опасения, которые мешают этому подростку принимать решения. 6. Во время беседы следует поощрять решительные высказывания подростка, его готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними.

Рекомендации для работы с гипертимными подростками

1. Создавать такие условия, в которых проявляется инициатива и энергия, предприимчивость и лидерство, в которых возможно свободное и интересное общение. 2. Не поручать кропотливую однообразную работу, требующую усидчивости и ограничивающую его связи с людьми. 3. В общении избегать чрезмерной директивности, проявления безапелляционной власти, жесткой требовательности. 4. Беседу вести в быстром темпе, долго не задерживаясь на одной теме, чаще передавать инициативу в разговоре самому студенту. 5. Им противопоказан мелочный контроль, который может вызвать бунт, но не допускать фамильярности.

Похожие материалы

Информация о работе