Назначение устройств релейной защиты и предъявляемые к ним требования, страница 7

Векторная диаграмма токов и фазных напряжений при металлическом трехфазном КЗ на  линии на некотором удалении от шин, схема замещения прямой последовательности приведены на рис. 2-3. Токи фаз отстают от соответствующих ЭДС на угол jс = arctg ( Xг + Xт + Xл )/Rл. Напряжение в месте КЗ равно нулю. Остаточное напряжение на шинах Ш U(3)кш = (Rл + Xл)I(3)к. Угол сдвига фаз фазных токов и напряжений jл = arctg Xл / Rл.

В случае повреждения на ненагруженной линии аварийные составляющие токов фаз равны току КЗ. Аварийная составляющая напряжения в месте металлического КЗ U(3)к ав = U(3)к - E = -E. Аварийные составляющие напряжений максимальны в месте КЗ и уменьшаются по мере удаления от последнего к источнику питания до нуля (в нейтрали) (рис. 2-3,в). Значение аварийного напряжения на шинах Ш может быть определено как падение напряжения от нейтрали до указанной точки: U(3)к ш ав = -j(Xг +Xт) I(3)к. Из этого выражения видно, что переходное сопротивление Rп не влияет на значение угла jав = (I(3)к ав U(3)к а), который всегда близок к -90° (270°) (сказанное справедливо также и для обратной и нулевой последовательности).


Рис. 2-3

 
 


Переходные сопротивления в месте трехфазного КЗ, как правило, не одинаковы (например, RпА = RпС, RпВ = 0), поэтому в токах и напряжениях фаз появляется значительная по величине обратная последовательность. В отдельных случаях ее целесообразно использовать для выявления (фиксации) трехфазного КЗ, так как в нормальном режиме и при качаниях (асинхронном режиме) в системе она обычно мала. Трехфазные КЗ с точки зрения влияния на устойчивость системы являются самым тяжелым видом повреждения. Однако такие повреждения весьма редки и поэтому за расчетный в системах высокого и сверхвысокого напряжения  принимается двухфазное КЗ на землю.   


КЗ между двумя фазами

Рассматривается металлическое КЗ между двумя фазами (В и С) на ненагруженной линии на некотором удалении от шин ПС (векторная диаграмма токов и напряжений приведена на рис. 2-4,а). Рассматриваемое повреждение характеризуется следующими соотношениями: I(2)к А = 0; I(2)к В  = - I(2)к C; токи КЗ определяются ЭДС ЕВС, действующей в «петле КЗ», образованной поврежденными фазами. Угол сдвига фаз между указанной ЭДС и током I(2)к В j(2)с = j(3)с. Фазные напряжения в месте повреждения равны: U(2)к А  = ЕА; U(2)к В = U(2)к С = - 0,5 ЕА. По мере приближения к шинам ПС напряжения меняются; их значения на шинах Ш:

U(2)к ш В = U(2)к В + (Rл + jXл) I(2)к В;   U(2)к ш С= U(2)к С + (Rл + jXл) I(2)к С,

U(2)к  ш ВС  = 2 (Rл + Xл) I(2)к В                                                          (2-1)

Фазовый сдвиг между U(2)к ш ВС и I(2)к В (j(2)л) определяется так же, как и при трехфазном КЗ. Вследствие неравенства углов полных сопротивлений системы и линии электропередачи напряжения поврежденных фаз на шинах Ш не равны, причем напряжение опережающей фазы В больше, чем отстающей фазы С.

Расчет электрических величин при двухфазном КЗ в одной точке производится с использованием метода симметричных составляющих. На рис. 2-3,б приведена комплексная схема замещения, в соответствии с которой ток прямой последовательности при условииZк1åZк2å

I(2)к1  =   E/2 [Rп + Rл + j(Xг + Xт + Xл)]                       (2-2)

Поскольку I(2)к А = 0 и I(2)к 0 = 0, I(2)к2 = -I(2)к1.

Симметричные составляющие напряжения в месте КЗ  U(2)2 = - [Rл + j(Xг +Xт + Xл)]I(2)к2 = U(2)к1. Напряжение прямой последовательности имеет наименьшее значение в месте повреждения и возрастает в направлении к источнику питания. Напряжение обратной последовательности, наоборот, максимально в точке КЗ и снижается в указанном направлении (рис. 2-4, в). Угол сдвига фаз между векторами напряжения и тока обратной последовательности близок  к 270° (или 90°) и, как и при других несимметричных КЗ, не зависит от переходного сопротивления в месте повреждения(рис. 2-4,г).