Назначение устройств релейной защиты и предъявляемые к ним требования, страница 62


 


Загрубление реле при возрастании сквозного тока обеспечивается благодаря ухудшению трансформации тока из первичных обмоток НТТ (Wр) во вторичную  обмотку из –за насыщения крайних стержней сердечника током, протекающим по тормозным обмоткам.

При одностороннем питании тормозную обмотку целесообразно включать на ток питаемой строны. При этом в случае внутреннего КЗ торможение отсутствует.

Первичные обмотки создают в сердечнике НТТ поток (Фр), который наводит во вторичных обмотках складывающиеся ЭДС. Тормозные обмотки включаются таким образом, чтобы тормозной поток (Фт) замыкался по крайним стержням, благодаря чему исключается трансформация тока из тормозных обмоток во вторичные обмотки (Фт наводит в них вычитающиеся ЭДС). Параметры реле ДЗТ – 11 выбирается таким образом, чтобы при внешних КЗ «рабочая точка» (точка с координатами Фр , Фт) находилась ниже тормозной характеристики, соответствующей минимальному торможению, то есть в области торможения, а при КЗ внутри защищаемой зоны выше характеристики (с запасом), соответствующей максимальному торможению. Недействие реле при внешних КЗ обеспечивается соответствующим выбором числа витков тормозной обмотки, поэтому расчетным при выборе тока срабатывания является условие отстройки от БТН (kотс = 1,5). Для упрощения расчетов при Fр > 200 А реальная тормозная характеристика заменяется касательной, проведенной через начало координат.

Условие отстройки от внешних КЗ: IтWт³kотсIрWрили Iк вн макс вWт³kотс Iнб вWр, где kотс = 1,5; Iк вн макс в – максимальное значение тока на стороне, где включена тормозная обмотка. Число витков тормозной обмотки из последнего выражения

KотсIк вн максwр

W т =  ¾¾¾¾¾¾¾,                              (9.9)

Iк вн максtga

где tga= 0.87.

Вместо вторичных токов в выражение 9.9 можно подставлять соответствующие первичные токи.

При одностороннем питании защищаемого трансформатора чувствительность ДЗТ проверяется в минимальном режиме по начальной МДС срабатывания: kч мин= Fр мин / Fср0³ 2; при двухстороннем питании – по МДС срабатывания с учетом торможения kч мин= Fр мин / Fсрт³ 2 (Fсрт определяется графически как точка пересечения тормозной характеристики при максимальном торможении с прямой, соединяющей «рабочую» точку А, соответсвующей внутреннему КЗ, с началом координат рис. 9.10, б ).

Реле ДЗТ с магнитным торможением из – за значительного разброса параметров и неудовлетворительной отстройки от БТН недостаточно чувствительны, могут срабатывать со значительными задержками  (как и реле РНТ), которые недопустимы с учетом современных требований, поэтому их следует считать морально устаревшими.

Дифференциальная защита трансформатора с электрическим (процентным) торможением

Упрощенная структурная схема ДЗТ – 21 приведена на рис. 9.11, а; на рис. 9.11, б  показана тормозная характеристика реле. К каждому из трех РО подводится рабочий сигнал (выпрямленный, но не сглаженный дифференциальный ток Iр = Iд) и два тор мозных сигнала (ТС):половина суммы выпрямленных суммы выпрямленных токов плеч

1        всех   защиты Iт = 0,5  å ½Ii½ (процентное торможение) – для отстройки реле от внешних 

n      

КЗ) – при токах, превосходящих  Iном, и ½Iт2г½- выпрямленная и сглаженная 2 – я гармоника дифференциального тока (для обеспечения отстройки от ПБТН) при токах, не превосходящих 2Iном (для исключения «подтормаживания» при внутренних КЗ, сопровождающихся насыщением ТТ и, как следствие, искажением формы вторичных токов).