Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Социология» (планы практических занятий, контрольные задания и тесты), страница 3

3

 

38

 

11. Дайте характеристику менталитета малой группы, где Вы функционируете.

12. Покажите на конкретных примерах, к какому типу группового настроения (оптимистическому или пессимистическому) относится настроение в Вашей группе.

13. Приведите пример существования группового мнения в какой-либо малой группе.

14. Покажите, конкретно, практический результат существования группового мнения.

15. Приведите пример влияния процесса групповой динамики на профессиональную деятельность членов группы.

Примерные темы рефератов

1. Особенности теории групповой динамики в социологии и в социальной психологии.

2. Малая группа и проблема групповой динамики.

3. Групповая динамика в промышленных группах.

4. Социальная напряженность в малой группе.

5. Конфликтность и сплоченность в теории малых групп.

Литература основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник/Г.М. Андреева.- М.: Наука, 1994.- С.176

2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие/Е.Е. Вершигора.-М.: ИНФРА – М, 2001.- С.238

3. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология: Учебник/Л.Джуэлл.- СПб.: Питер, 2001.- С.588

4. Кричевский Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты/Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская.- М.: Изд.-во МГУ, 1991.- 207с.

5. Психология управления: Курс лекций/Л.К. Аверченко.- Новосибирск: Изд.-во НГАЭиУ, 1999.- 150с.

6. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций/Е.В. Руденский.- М.: ИНФРА – М, 2000.- С.166

7. Фролов С.С. Социология: Учебник/С.С. Фролов.- М.: Гардарики, 1999.- С.190

8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие/Н.И. Шевандрин.- М.: ВЛАДОС, 1995.- С.34

 
План

1 .Теоретическая работа: повторение проблем темы (объект и предмет социологии, ее законы, категории и функции, структура социологического знания).

2. Работа с понятийным аппаратом темы (перечень понятий см. далее в тексте).

3. Практическая работа:

а) индивидуальная и групповая работа по выполнению заданий (см. в тексте);

б) обсуждение рефератов.

Рекомендации

Работу по первому вопросу проще всего построить по школьному принципу: «вопрос-ответ». В этом случае ее целью будет повторение вместе со студентами основных положений лекций. Логичным было бы также использовать заранее заготовленные тесты, которые будут раздаваться студентам для письменных ответов.

Работу с понятиями темы можно проводить в форме «блиц-опроса», в игровой форме, поручив студентам подготовить социологический кроссворд, ребус. Для составления кроссворда используйте понятия, перечисленные в задании для самостоятельной работы.

В рамках третьего вопроса можно использовать контрольные задания, данные в тексте рекомендаций, или рефераты, выполненные студентами, с последующим обсуждением в группе. Кроме того, целесообразно совмещать указанные два варианта проведения занятий. При условии хорошей подготовки студентов, можно предложить им выполнение контрольного задания, основанного на использовании личного опыта, для анализа социологических положений (автобиографический метод).

Задания для самостоятельной работы

а} Определите следующие понятия темы:

Объект и предмет социологии, уровни социологии, общая социология, социологические теории среднего уровня, отрасли социологии, общество, понятие «социального», социальная реальность, социальная наука, функции социологии, социальное управление, прикладная социология, эмпирическая социология, промышленная социология, метод, методы в социологии, опросные социологические методы.

б) Ответьте «Да» или «Нет»  на вопросы  контрольного теста:

1. Социологическое и социальное знание - это одно и то же?

2. Предмет социологии - это некоторый социальный объект?