Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Социология» (планы практических занятий, контрольные задания и тесты), страница 11

16

 

11. Санкция - это то, ради чего что-то делается?

12. Санкция - это наказание или поощрение?

13. Социальные нормы регулируют социализацию личности и помогают ей ориентироваться в обществе?

14. Конформизм есть внешнее согласие с общепринятым?

15. Закон - это правило поведения людей, существующее в устной форме?

16. Делинквентность - это отклоняющееся поведение, не затрагивающее основ существования социальной жизни?

17. Традиция - норма, фиксированная документально?

18. Наследственность определяет появление отклонений в поведении людей?

19. Воспитание - процесс, имеющий приоритетное значение для формирования личности, лишенной значительных отклонений от нормы?

20. Наказание обязательно для формирования нравственной личности?

в) Выполните следующие контрольные задания:

1. Перечислите виды отклонений, с которыми Вы встречались на школьном этапе Вашей жизни.

2. Назовите отклонения, характерные для студенческой среды, и попробуйте определить их причины.

3. Попробуйте назвать факторы девиантного поведения, характерного для любого этапа Вашей жизни.

4. Сделайте попытку определить значение воспитательного процесса в детские годы Вашей жизни.

5. Приведите пример применения санкций в окружающей Вас социальной действительности.

6. Перечислите нормы, которые регулируют Вашу деятельность в студенческие годы.

7. Назовите хотя бы один закон, имеющий для Вас основополагающее значение в плане регулирования Вашей деятельности.

8. Назовите 1-2 позитивные санкции, имеющие для Вас конструктивное значение.

9. Покажите, какие виды Вашей собственной деятельности регламентируются самоконтролем.

10. Перечислите виды Вашей учебной деятельности, которые определяются конформистскими тенденциями.

11. Назовите проявление делинквентности, характерное для студенческой среды вуза, в котором Вы обучаетесь.

12. Покажите, какие неформальные санкции применяются к Вашим товарищам в Вашей студенческой группе.

13. Перечислите черты аномии для окружающей Вас микросреды.

14. Перечислите стандарты поведения в студенческой среде, имеющие девиантное значение.

15. Назовите психологические черты Вашей личности, которые могли бы привести Вас к девиантному поведению.

 

основными этапами Вашего жизненного пути и дайте им краткую характеристику.

2. Покажите особенности вторичной социализации на примерах Вашей жизни.

3. Назовите личностные параметры, приобретенные Вами на основных этапах процесса Вашей социализации.

4. Покажите особенности социальной среды, окружающей Вас на этапе вторичной социализации.

5. Перечислите виды микросреды, в которые Вы входили, указав их в хронологическом порядке в соответствии с основными этапами Вашего жизненного пути.

6. Назовите основные, на Ваш взгляд, параметры макросреды, соответствующие настоящему этапу Вашей жизни.

7. Перечислите последовательно статусы, занимаемые Вами с детства и по настоящее время.

8. Дайте характеристику ролям, которые Вы выполняете в настоящее время в соответствии со статусом, который имеете.

9. Назовите несколько нравственных, психологических и интеллектуальных характеристик, отличающих Вашу индивидуальность.

10. Перечислите черты того социального типа личности, к которому Вы себя относите.

11. Перечислите то индивидуально особенное, которое отличает

Вашу личность от личностей Ваших товарищей.

12. Покажите, на каких этапах Вашей жизни могли бы быть процессы десоциализации, и в чем бы она проявлялась.

13. Назовите периоды Вашей жизни, которые характеризуются элементами ресоциапизации и покажите, в чем она состоит.

14. Перечислите качества Вашей личности, приобретенные Вами в процессе обучения в высшей школе.

15. Покажите, какое значение для Вашей социализации имеет внешняя среда на различных этапах Вашего жизненного пути (подчеркните конкретный результат этого влияния).

Примерные темы рефератов

1. Ролевая концепция личности Дж.Мида.

2. Личность в теории марксизма.

3. Личность в трудах русских ученых.

4. Социальное и биологическое в природе человека.

5. Проблемы диагностики личностных качеств в современной науке.

Литература основная

1. Казаринова Н.В. Социология: Учебник/Н.В. Казаринова, О.Г. Филатова.-М.: Nota Bene, 2000.-C.164

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник/А.И. Кравченко.-М.: