Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Социология» (планы практических занятий, контрольные задания и тесты), страница 13

23

 

18

 

10. Социология/ Под ред. В.И. Курбатова.-Ростов н/Д.: Март, 1998.-С.156

11. Социология: Учеб. пособие/ А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов.-Минск: НТООО ТетраСистемс, 1998.-С.137, 173

Литepamypa дополнительная (для рефератов)

1 Алиев В.Г. Организационное поведение: Учеб. пособие/ В.Г. Алиев, С.В. Дохолян.-Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1998.-С. 116

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник/ Г.М. Андреева.-М.: Аспект Пресс, 1999.-С.89

3. Артемов В.М. Ценности нового века: свобода и нравственность// Социально-гуманитарные знания.-2002.-№4.-С.163

4. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие/ Г.В. Бороздина.-М.: ИНФРА-М, 2001.-С.133

5. Кравченко A.И. Общая социология: Учеб. пособие /А.И. Кравченко.-М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2001.-С.205

6. Кравченко Е.И. Творя и познавая себя...// СоцИс.-1993.-№11.-С.58

7.0бщая социология: Учеб. пособие/ Под общ. ред. А.Г. Эфендиева.-М.: ИНФРА-М, 2000.-С.387

8. Пуляев В.Т., Шеляпин Н.В. Социальные ценности в системе российской национально-государственной идеологии// Социально-гуманитарные знания.-2001.- №5.-С.69

9. Радугин А.А. Психология: Учеб. пособие /А.А. Радугин.-М.: Центр, 2001.-С.239

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии /Л.Д. Столяренко.-Ростов н/Д.: Феникс, 2001 .-С.393

Тема 6. Проблемы социальных   отклонений

План

1.   Теоретическая   работа:   повторение   проблем   темы (отклоняющееся поведение, девиантное и делинквентное поведение, криминальное поведение, виды преступлений, нормы и санкции, объяснения причин девиантности, социологические теории девиантного поведения, проблема аномии, преступления и наказания, девиации и социальный порядок, психологические проблемы преступности,  конформность и девиантность).

2. Работа с понятийным аппаратом темы (перечень понятий см. далее в тексте).

3. Практическая работа:

а) индивидуальная и групповая работа по выполнению заданий (см. в тексте);

б) обсуждение рефератов.

 

1. Теоретическая работа: повторение проблем темы (социальное взаимодействие, социальные взаимосвязи и их виды, действие и деятельность, механизм социальной деятельности, потребности, мотивы, ценности, социальные отношения, социальная коммуникация, бытовая и деловая коммуникация, вербальная и невербальная коммуникация, личностное пространство, ограничение личности, индивидуальная свобода).

2. Работа с понятийным аппаратом темы (перечень понятий см. далее в тексте).

3. Практическая работа:

а) индивидуальная и групповая работа по выполнению заданий (см. в тексте);

б) обсуждение рефератов.

Рекомендации

Для более глубокой подготовки к обсуждению проблем, перечисленных в плане проблем, целесообразно поручить студентам, самостоятельно проработать главу материал учебника Э. Гидденса «Социология» [I]. Следует обратить особое внимание на проблему социальных правил и ограничений в системе социальных взаимодействий. Можно заслушать основные положения этой главы в форме реферата. Остальные понятия темы можно отработать при помощи метода «вопрос-ответ».

Завершая работу с понятийным аппаратом данной темы, лучше использовать тесты, данные в рекомендациях. В этом случае их применение будет способствовать осуществлению контрольной функции на практике.

В завершение семинара целесообразно заслушать и обсудить один-два реферата студентов, используя материал контрольных заданий.

Задание для самостоятельной работы

а} Определите следующие понятия темы:

Социальное взаимодействие, социальные взаимосвязи и их виды, действие и деятельность, механизм социальной деятельности, потребности, мотивы, ценности, социальные отношения, социальная коммуникация, бытовая и деловая коммуникация, вербальная и невербальная коммуникация, личностное пространство, ограничение личности, индивидуальная свобода.

б) Ответьте «Да» или «Нет»  на вопросы контрольного теста:

1. Социальное взаимодействие - это процесс влияния одного субъекта на другого?

2. Социальное взаимодействие - это взаимное действие двух или нескольких социальных субъектов?