Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Методы и алгоритмы принятия решений», страница 9

·  Генерация возможного решения или “точки зрения”.

3.2.5. Систематическая эвристика И. Мюллера и П. Коха.

3.2.6. Метод ступенчатого подхода.

Процесс решения задачи состоит из семи последовательных этапов:

1.  Конечные цели.

2.  Причины.

3.  Признаки.

4.  Препятствия.

5.  Средства для преодоления препятствий.

6.  Модели задачи.

7.  Проверка правильности решения.

Выполнение этих этапов помогает инженеру собрать имеющуюся информацию и определить, какую работу необходимо проделать для получения недостающей, а также помогает преобразовать неосязаемую идею в реальную с достижением цели.

3.2.7. Функциональное изобретательство.

·  Применение системного подхода при выявлении по возможности всех излишних затрат (трудоемкость, расход материалов и энергии и т.д.) в существующих или проектируемых изделиях;

·  Систематическое применение методов инженерного творчества при поиске новых технических решений (ТР) с пониженными затратами;

·  Четкая организация работ, исходящая от руководства предприятием и направленная на проведение ФСА и реализацию его предложений.

При проведении ФСА выполняют следующую работу:

·  Выявляют и определяют функции (назначение) элементов изделия;

·  Оценивают стоимость выполнения каждой функции (в виде расхода материала, энергии, денежных затрат и т.д.);

·  Выделяют “лишние”(ненужные) функции и функции с чрезмерными затратами на реализацию;

·  Исключают элементы с ненужными функциями и выбирают наиболее рациональные ТР элементов с чрезмерными затратами;

·  Реализуют на практике ФСА.


Вопросы для собеседования

1.  Управление системами: сложная система.

2.  Управление системами: динамическая система.

3.  Система управления.

4.  Сложные эргатические системы.

5.  Управление системами: принцип обратной связи.

6.  Управление системами: аппарат управления, его функции.

7.  Управление системами: закон управления.

8.  Управление системами: виды управления.

9.  Управление системами: устойчивость системы.

10. Управление системами: ресурсы управления.

11. Самовзаимодействие сложных систем.

12. Управление системами: схема принятия управленческих решений.

13. Примеры задач выбора.

14. Формализация задач выбора.

15. Модель выбора.

16. Классификация задач выбора.

17. Правдоподобные рассуждения и их применение при генерации альтернатив.

18. Анализ характеристик. Применение метода при генерации альтернатив.

19. Морфологический ящик. Применение метода при генерации альтернатив.

20. Матрицы открытия. Применение метода при генерации альтернатив.

21. Организующие понятия. Применение метода при генерации альтернатив.

22. Алгоритм решения изобретательских задач. Применение метода при генерации альтернатив.

23. Изучение потребностей. Применение метода при генерации альтернатив.

24. Изучение развития науки и техники. Применение метода при генерации альтернатив.

25. Мозговая атака. Применение метода при генерации альтернатив.

26. Синектика. Применение метода при генерации альтернатив.

27. Систематическая эвристика. Применение метода при генерации альтернатив.

28. Метод ступенчатого подхода при генерации альтернатив.

29. Функциональное изобретательство. Применение метода при генерации альтернатив.

30. Анализ процесса инженерной разработки при работе конструктора.

31. Эвристические методы при генерации альтернатив.

32. Периферическое сознание и эстетическое чувство при выборе и генерации альтернатив.

33. Принципы Адамара при генерации альтернатив.

34. Методы мозгового штурма при генерации альтернатив.

4. Однокритериальный выбор

Конспект

·  Определенность – однозначность исхода последствий.

4.1. Задача однокритериального выбора

А,  2£½A½£¥, АÊX, ХÊY, Y - выбор из Х.

YÍХ Y=C(X), C(X)ÎÃ,

М=< s,p > - механизм выбора.

s - структура над А (сведения об альтернативах).