Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Методы и алгоритмы принятия решений», страница 8

Формирование перечня желаемых свойств, поиск решения за счет увеличения эффективности подсистем, выбор подсистемы, которая дает наибольшую отдачу конечному пользователю.

·  Анализ начинается с нужд потребителя.

·  Использование прогнозирования для предвидения этих потребностей в будущем.

·  Моделирование подсистем и системы с точки зрения удовлетворения этих потребностей.

·  Генерация вариантов наиболее эффективного удовлетворения этих потребностей.

3.2.2. Изучение развития науки и техники.

Систематическое накопление и фиксация информации из широкого спектра источников с целью привлечения внимания к нетрадиционным областям знаний, где возможна аналогия необходимому решению.

3.2.3. Мозговая атака.

Методы мозгового штурма, или мозговой атаки (МА), основываются на следующем психологическом эффекте. Если взять группу в пять-восемь человек и каждому предложить независимо и индивидуально высказывать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, то в сумме можно получить N - идей. Если предложить этой группе коллективно высказать идеи по этой же задачи, то получиться Nk - идей. При этом оказывается, что Nk намного больше N.

Обычно за 15 - 30 минут коллективно высказывается (при соблюдении правил МА) от 50 до 150 различных идей, при индивидуальной работе - только 10 - 20 идей. Методы мозговой атаки представляют собой эмпирически найденные эффективные способы решения творческих задач. Одним из достоинств МА является универсальность метода и весьма широкая область его применения.

3.2.4. Синектика (объединение различных, не имеющих друг к другу элементов).

Цель - выход за рамки ограничений, накладываемых постановкой проблемы, на основе уважительного отношения к  проницательности экспертов, преодаления ортодоксального способа мышления.

·  Постановка проблемы так, как она дана.

Такая постановка, которая имела место в самом начале, она может не отвечать в достаточной мере более позднему уровню восприятия, из которого возникает правильное решение.

·  Анализ проблемы.

Междисциплинарная группа обычно состоит из нескольких человек, незнакомых предварительно с проблемой. В процессе анализа тот, кто ставит проблему, дает ее детальное описание и отвечает на вопросы. На этой стадии могут возникнуть предложения, важно их зафиксировать. Одновременно происходит “очищение” - термин, используемый для обозначения действий, освобождающих от предвзятых мнений, способных разрушить последующий процесс.

·  Предположения и предложения, возникающие сразу.

·  Постановка проблемы так, как она понимается.

·  Увеличение “метафорической дистанции”:

Проблема определяется в более широком контексте с возможным расщеплением ее на несколько проблем, каждая из которых фиксируется. Аналогия и метафора используется, чтобы сделать “знакомое незнакомым”.

Прямая аналогия.

Используется для того, чтобы поставить участника в положение размышляющего, увести его мысли подальше от непосредственной проблемы. Природные аналогии, в частности аналогии, взятые из биологии, часто бывают эффективными при решении механических и физических проблем. Важно, чтобы ориентация на аналогию шла в ее собственном значении без возврата к решаемой проблеме.

·  Личная аналогия;

Участнику предлагается вообразить свой личный объект аналогии и описать свои представления (“Представьте, что вы почтовый голубь. Что вы чувствуете?”);

·  Сжатый конфликт.

Группу просят сформулировать простые фразы-парадоксы, навеянные аналогией. (“Надежная ненадежность”, “Вынужденная свобода”, “Живучая смерть”)  Эти фразы называются “сжатым конфликтом”.

·  Возможное повторение пункта в другом контексте.

·  Прорыв фантазии.

На этой стадии метафорическая дистанция становится максимальной, начинается обратный путь в направлении практической проблемы. Преследуется цель соотнести проблему со сжатым конфликтом сначала на концептуальном уровне (смысловой прорыв), а затем - на практическом уровне (решение проблемы).