Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Методы и алгоритмы принятия решений», страница 2

Виды управления: программное (известна и однозначна траектория в пространстве состояний), управление по возмущению, управление по отклонению.

Передача управления надсистеме.

Ресурсы управления: материальные, энергетические, информационные.

Открытые и закрытые (вырождающиеся) системы.

·  Информация – основа управления:

Время, место, степень интеграции.

Устойчивость системы управления, аккумулирование информации и преобразование для использования; применение СВТ.

1.5.  Выбор (принятие решения)

·  Выбор - придает всей деятельности целенаправленность, подчиненность цели системы.

Принять решение. = Выбрать управление, изменить среду, саму систему. = Предопределить близость цели управления, цели системы.

·  Среда подготовки решения: противодействие управляемому движению, ресурсные ограничения на выбор управления.

Условия подготовки решения: недостаток информации, противоречивость информации, временные ограничения.

Критерии качества управления.

·  Принцип разделения функций командования и функций исследования.

Схема принятия решения.


Задания к практическим занятиям

Разработать и продемонстрировать на практическом занятииделовую игру по тематике кафедры в соответствии с одним из приведенных сценариев или способов подготовки решений в бюрократических системах.

Бюрократия считает самое себя конечной целью государства. Т.к. бюрократия делает свои «формальные» цели своим содержанием, то она всюду вступает в конфликт  с «реальными» целями. Она вынуждена поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание - за нечто формальное.

1.   Глубокое изучение вопроса. «МИКРОСКОП».

Скурпулезнейшее обследование клиента и представляемых им данных (письменных или устных) с целью выявления малейшего огреха или противоречия, за которые можно уцепиться.

2.   Просмотр материала «ТЕЛЕСКОП».

Беспредметное и огульное отвержение претензий клиента с первого взгляда: «У вас все неправильно», «Материал нужно переделать», «Я Вас не понимаю», «Выше требование незаконно» - без указания причин и оснований.

3.   Внимательное изучение клиента «ГЕЙША»

Сверхвежливое, глубоко индивидуализарованное, обволакивающе-нежное обращение с клиентом, создающее впечатление, что клиент, и именно этот клиент, составляет наибольший интерес и объект обожания. Поток хвалебных эпитетов, лишающий здравого смысла и воли к сопротивлению, заканчивающийся неизменным «... к сожалению, если бы этот ньюанс ...» (какой ньюанс - непонятно), «... если бы Вы нашли возможным еще раз ...», «... тысяча извинений, но ...».

4.  Закрытие пути тунеядцам и бездельникам «АППЕРКОТ»

Резко враждебное и подчеркнуто хамское отношение к клиенту, заставляющее клиента заподозрить в бюрократе некоторую таинственную всемогущую силу, а себя почувствовать полной букашкой, обреченной на покорность.

5.  Поднятие настроения «ФЕЙЕРВЕРК»

Не имеющий никакого отношения к делу словоизвержение, в котором клиент тонет, тупеет, забывает, что ему нужно, путается и для того чтобы прийти в себя, возвращается в очередь или переносит визит (пишет новую бумагу).

6.   Уточнение ситуации «КАПКАН»

Клиенту ставятся каверзные вопросы, любой ответ на которые позволяет понудить его отложить свои претензии.

7.   Оздоровление обстановки «РАСТЕРЗАНИЕ»

Противопоставление клиента очереди, пробуждая у него смешанные чувства одиночества, растерянности, страха, а у очереди - недовольства, враждебности и злобы к нему. Сочетание мнимой уступчивости («... конечно, если Вы настаиваете ...»,) и прямого шантажа («... из-за Вас одного задерживаются все! Товарищи, вы видите, что он тут творит. Уймите его ...»).

8.  Разговор по душам «МУЧИТЕЛЬ»

Пробуждение у клиента жуткого угрызения совести и раскаяния в содеянном преступлении. Истерические рыдания, обращенные к публике («... конечно, меня каждый может обидеть .., попробуйте на моем месте ...»).

9.  Организация взаимопонимания «ДУЭТ».