Уравнение тягового баланса трактора. Схема сил и моментов, действующих на трактор в продольной плоскости в общем случае движения

Страницы работы

42 страницы (Word-файл)

Содержание работы

5. ТяговО-СЦЕПНЫЕ СВОЙСТВА и энергетический баланс трактора

5.1. Уравнение тягового баланса трактора

Тяговый баланс трактора аналитически можно выразить уравнением, отражающим баланс движущей силы и сил сопротивления.

В соответствии с рисунком 5.1 составим уравнение проекций сил на ось, параллельную поверхности пути:

Хк=Р'крп+Pj+Pw+ Gэsinα,                         (5.1)

где Хк. — реактивная, толкающая трактор сила, возникающая в пятне контакта ведущего колеса с почвой; Р'кр — горизонтальная составляющая силы тягового сопротивления (приложена в месте соединения трактора с машиной); Хп — реактивная сила в пятне контакта ведомого колеса с почвой; Pj— сила инерции (приложена в центре масс); Pw— сила сопротивления воздуха (приложена в центре парусности).

При подъеме и разгоне силы Pi=Gэsinα и Pj=Gэjтр/g соответственно берут со знаком «плюс», при спуске и замедлении — со знаком «минус».

Рисунок 5.1 - Схема сил и моментов, действующих на трактор в продольной плоскости в общем случае движения

Реакции Хк и Хп смещены от вертикальной оси колес вперед соответственно на расстояние ак и ап. Из уравнения равновесия моментов, действующих на ведущее колесо, можно найти выражение для определения реакции Хк. Это позволит учесть все силовые факторы в уравнении тягового баланса.

Уравнение равновесия моментов относительно точки Оз (оси заднего колеса) имеет следующий вид:

Мведкrд+Yкак, откуда

Хквед/rд–Yкак/rд, или

Хкк/rдк, где P=M/rд и MfKсоответственно сила и момент сопротивления качению ведущего колеса.

Из уравнения моментов, действующих на ведомое колесо относительно оси его вращения 05, найдем реакцию Хп:

Хпrп = Yпaп= Mfп,

откуда

Хп=Mfп/rп=Pfп,

где rnдинамический радиус переднего ведомого колеса.

Подставляя значения Хк и Хп в исходное уравнение баланса сил, действующих на трактор, получим касательную силу тяги, уравновешиваемую суммой следующих сил:

Рккр+Pfп+Pj+Pw+Gэsinα.                    (5.2)

Если принять, что сила сопротивления качению трактора Рf=Pfп+Р и cosγкp=1, т.е. Ркрcosγкp=Pкркр, а горизонтальную составляющую Gэsinα обозначить через Рi то уравнение тягового баланса колесного трактора примет вид

Рккрf+Pj+Pi+Pw.                            (5.3)

Режим движения сельскохозяйственного трактора по полю характеризуется следующими особенностями:

•  скорость 5-15 км/ч; сопротивление воздуха мало и им можно пренебречь — Pw=0;

•  машинно-тракторный агрегат движется без значительных изменений скорости, поэтому инерционными силами также можно пренебречь — Pj=0;

•  как правило, уклоны полей незначительные (Q=0-3 град) и можно принять Рj=0.

С учетом этих особенностей уравнение тягового баланса (5.3) имеет следующий вид:

Рккрf.                                   (5.4)

Итак, при равномерном движении трактора по горизонтальной поверхности касательная сила тяги Рк, образуемая на ведущем колесе ведущим моментом, равна сумме горизонтальной составляющей силы тягового сопротивления Ркр и силы сопротивления качению Pf.

5.2. Нормальные реакции почвы на колеса трактора

Силы реакции дороги существенно влияют на тяговые и тормозные свойства трактора, его продольную устойчивость и управляемость.

Значения нормальных составляющих реакции дороги Yпи Ук на колеса трактора изменяются в зависимости от внешних сил и моментов, действующих во время работы. В условиях эксплуатации значения этих реакций определяются составом МТА и характером технологической операции. Рассмотрим общий случай ускоренного движения трактора с задней ведущей осью на подъем с прицепом (рис. 5.1).

Сумма проекций сил и реакций на ось ординат имеет вид

Yп+Yк=Gэcosa+Pкpsinγ.                                (5.5)

Силу тягового сопротивления Ркр перенесем по линии ее действия в точку О4. Тогда плечо hкр момента от силы Ркр cosγ будет равно h'кp + акр tgγ.

Уравнение моментов относительно точки О2 имеет вид

Yп(L+ап)=Gэацcosα–Yкaк-(Pj+Gэsinα)huPкphкpcosγ.

Решение этого уравнения относительно Yп дает

            (5.6)

где cosγ≈1;Mf=(Yкaк+Yпaп)=Pfrд.

Чем больше Yn, тем выше продольная устойчивость трактора, тем лучше сцепление управляемых колес с почвой и управляемость. Из выражения (5.6) следует, что нормальная реакция, действующая на передние колеса, зависит от угла подъема пути, тяговой нагрузки, расположения центра масс трактора и сопротивления качению.

Нормальная реакция дороги на ведущее колесо с учетом формул (5.5) и (5.6)

или

         (5.7)

Реакция Yк существенно влияет на тягово-сцепные показатели трактора колесной формулы 4К2. Из выражения (5.7) следует, что второй, третий и четвертый члены числителя одинаковы с такими же членами выражения (5.6), но имеют противоположный знак. Их суммарное изменение при увеличении тягового усилия по-разному влияет на реакции Yп и YK: если передние колеса разгружаются, то задние — нагружаются, т. е. происходит перераспределение веса трактора по осям (рис. 5.2). Кроме того, в выражение (5.7) входит член Ркрsinα, учитывающий влияние вертикальной составляющей тягового сопротивления орудия на реакцию дороги под задними колесами трактора.

Похожие материалы

Информация о работе