Уравнение тягового баланса трактора. Схема сил и моментов, действующих на трактор в продольной плоскости в общем случае движения, страница 12

При движении трактора возникают поля нормальных и касательных напряжений распространяющихся на глубину и в разные направления от места приложения нагрузки. От способности почвы выдерживать такие нагрузки зависит глубина колеи, а следовательно сопротивление продвижению и сцепные свойства. При значительной плотности почвы (стерня, целина) на образование сцепления, а следовательно и на тягообразование существенно влияет сила трения между почвой и опорными поверхностями шины или почвозацепов. При уменьшении плотности почвы глубина проникновения в нее почвозацепов увеличивается, вследствие чего на тягообразование значительнее влияют сила зацепления, возникающая при упоре почвозацепов в почву и сила, действующая в плоскости среза брусков почвы между почвозацепами. В силу указанных причин максимальные значения коэффициента сцепления φmax, соответствующие касательной силе тяги при допустимом буксовании колесного трактора на стерне и на поле, подготовленном под посев, отличаются незначительно. Однако значение  на стерне при этом существенно (на 10 %) выше из-за меньших потерь на колееобразование трактора. При этом зависимости δ=f(φкр) трактора К-701 с одинарными и сдвоенными колесами на соответствующих фонах в диапазоне рабочих нагрузок практически одинаковые. Это позволяет использовать их для предварительной оценки тягово-сцепных свойств тракторов 4к4б с разными массоэнергетическими параметрами и сдвоенными колесами.

Представленные на рисунках 5.14 и 5.15 зависимости тягового КПД гусеничного и колесного 4к4б тракторов позволяют установить его максимальные и допустимые по буксованию значения, которые определяют оптимальную величину  и рациональный диапазон  изменения коэффициента использования веса (таблицы 5.2-5.3).

Рисунок 5.14 – Зависимость тягового КПД гусеничного трактора от коэффициента использования веса

Рисунок 5.15 - Зависимость тягового КПД трактора 4к4б от коэффициента использования веса

Наивысшие значения тягового КПД гусеничного и колесного тракторов достигаются на стерне, а минимальные – на поле, подготовленном под посев. Оптимальные режимы работы соответствуют буксованию .

Таблица 5.2 – Рациональные диапазоны изменения коэффициента

использования веса гусеничного трактора

Фон

φкр

δ, %

ηТ max

ηТ д

φкр opt

φкр min

φкр max

δopt

δmin

Стерня

0,585

0,480

0,650

3,020

1,317

0,751

0,744

Пар

0,555

0,450

0,575

4,490

2,546

0,712

0,711

Поле, подготов-ленное под посев

0,475

0,405

0,475

5,014

3,230

0,667

0,667

Таблица 5.3 – Рациональные диапазоны изменения коэффициента

 использования веса трактора 4к4б

Фон

φкр

δ, %

ηТ  max

ηТ min

ηТ д

φкр орt

φкр min

φкр max

δ орt

δ min

Стерня

0,37

0,29

0,44

10,1

6,6

0,61

0,60

0,60

Поле под посев

0,36

0,30

0,40

11,5

8,7

0,53

0,52

0,52

Используя зависимость между основными эксплуатационными параметрами трактора [3]

                         (5.38)

формула для определения jкрopt запишется в виде:

                      (5.39)

Равенство (5.39), при известных ограничениях теоретической скорости Vт, определяет рациональный уровень энергонасыщенности трактора на основных операциях для реализации его после определения экстремального значения коэффициента использования мощности , балластированием или изменением мощности тракторного двигателя.

Приведенные выше зависимости позволяют установить влияние энергонасыщенности на тяговый КПД. Оптимальная теоретическая скорость Vтopt пропорциональна энергонасыщенности Эopt. При этом значения jкр opt, δopt, ηт max постоянны для всех соотношений (Э/Vт)opt.