Уравнение тягового баланса трактора. Схема сил и моментов, действующих на трактор в продольной плоскости в общем случае движения, страница 11

Буксование движителей δ конкретного трактора на данном фоне зависит только от тягового усилия. При неизменной массе mэ и номинальном тяговом усилии Ркрн КПД буксования ηδopt, соответствующий ηтmax, также будет одинаковым, независимо от энергонасыщенности

ηδopt=(1-δopt).                               (5.35)

Поэтому для однотипных тракторов на одноименных почвенных фонах, значение буксования δ удобнее определять в функции jкр, используя при обработке результатов тяговых испытаний аппроксимативную модель [3, 8]

                               (5.36)

где α и в – эмпирические коэффициенты, определяемые экспериментально.

Тяговый КПД трактора с учетом установленных выше зависимостей определится из выражения:

.    (5.37)

Таким образом, все тяговые характеристики трактора могут быть выражены функцией одного аргумента jкр. Тяговый КПД не зависит от класса трактора, а определяется конкретным конструктивным исполнением и условиями эксплуатации. Он имеет максимальное и некоторую зону допустимых по буксованию значений, соответствующих jкрopt и jкр max, которые определяют величины номинального и максимального тяговых усилий трактора с эксплуатационной массой mэ.

5.8. Рациональный тяговый диапазон трактора

Из равенства (5.37) по критерию максимизации тягового КПД можно определить значение jкрopt, соответствующее ηтmax. Однако при оценке рационального диапазона изменения jкр эту задачу проще решать универсальным методом табулирования. Указанное позволяет выделить три основных режима работы трактора на потенциальной тяговой характеристике: jкрmax – с допустимым буксованием δд и тяговым КПД ηт1; jкрopt – с буксованием δopt≤δд и максимальным тяговым КПД ηтmaxт1; jкрmin – с буксованием δminopt и ηт1.

В таблице 5.1 приведены полученные по результатам лабораторно-полевых экспериментов усредненные значения коэффициентов а и в уравнения (5.36), связывающего фактор воздействия  с буксованием  при установленных значениях коэффициента сопротивления перекатыванию f гусеничного (ВТ-100 и ВТ-150) и колесного (К-701) тракторов на основных почвенных фонах.

Таблица 5.1 – Усредненные значения коэффициентов уравнения буксования и сопротивления перекатыванию гусеничного/колесного (4к4б) тракторов

Фон

а

в

φmax

f

Стерня

0,0103/0,110

0,785/0,773

0,730/0,540

0,08/0,10

Пар

0,0198/-

0,799/-

0,675/-

0,10/-

Поле, подготовленное под посев

0,0228/0,086

0,691/0,640

0,595/0,530

0,12/0,13

Анализ различных сочетаний  и fпозволил определить максимальные значения коэффициента сцепления , соответствующие допустимому буксованию δд тракторов и установить графические зависимости  на соответствующих фонах (рис. 5.12-5.13).

Рисунок 5.12 – Зависимость буксования гусеничного трактора от

коэффициента использования веса

Рисунок 5.13 – Зависимости буксования трактора 4к4б от коэффициента использования веса

Гусеничный тракторы ВТ–150 и ВТ-100 разных классов развивают большее тяговое усилие на почвах высокой прочности (твердости) за счет лучших сцепных свойств. При этом одинаковые зависимости  на соответствующих фонах подтверждают результаты выполненных ранее исследований [1, 3], что позволяет использовать их для анализа тягово-сцепных свойств гусеничных тракторов с различными массоэнергетическими параметрами  на соответствующих фонах.