Проходимость автомобиля. Профильная проходимость. Определение показателей продольной проходимости автомобиля

Страницы работы

Содержание работы

10. Проходимость автомобиля

Проходимость – комплексное свойство, характеризующее подвижность и эффективность использования автомобиля в конкретных условиях. Степень подвижности автомобиля характеризуется уровнем потери проходимости, которая может быть полной или частичной. При полной потере проходимости происходит застревание – прекращение движения.

Факторы, влияющие на потерю проходимости:

- задевание выступающих частей автомобиля за неровности дороги или местности;

- препятствия, создающие большие сопротивления движению и непреодолимые либо из-за недостаточных тяговых свойств, либо из-за ограничений по сцеплению ведущих колес с опорной поверхностью;

- препятствия, способные вызвать затопление автомобиля (топкие болота, водные преграды).

Все препятствия делят на две группы: препятствия, обусловленные профилем дороги или местности; препятствия, обусловленные слабой несущей способностью опорной поверхности. В связи с этим различают профильную и опорно-сцепную проходимость. Способность автомобиля преодолевать названные препятствия оценивается двумя группами показателей проходимости:

1) показателями профильной проходимости;

2) показателями опорно-сцепной проходимости.

По уровню требований к показателям проходимости автомобиля делят на три категории: ограниченной проходимости с колесными формулами 4х2, 6х2, 6х4, 8х4; повышенной проходимости с колесными формулами 4х4, 6х6 и т.д.; высокой проходимости – специальные автомобили для работы в условиях бездорожья.

Отдельную группу составляют специальные автомобили для эксплуатации в особых условиях: заболоченная и песчаная местности, глубокий снег и др.

10.1. Профильная проходимость

Показатели профильной проходимости характеризуют возможности автомобиля преодолевать неровности и препятствия на пути движения и вписываться в требуемую полосу движения на дороге. Их значения нормируются Правилами ЕЭК ООН № 55 и 102; ГОСТ 22653-77.

Дорожный просвет – это расстояние hд.п от низшей точки автомобиля до плоскости дороги (рис. 10.1), характеризующее возможность движения по деформируемым опорным поверхностям и преодолевании без задевания единичных препятствий (камней, пней, кочек и т.д.).

Рисунок 10.1 – Определение показателей продольной проходимости автомобиля

Передний Lп и задний Lз свесы (рис. 8.1) определяются как расстояния между проекциями на плоскость дороги крайних точек выступающих частей поперечного контура автомобиля и осями вращения ближайших колес. Чем меньше значения переднего и заднего свесов, тем выше проходимость автомобиля при переезде через канавы, кюветы, пороги и другие препятствия.

Углы переднего jп и заднего jз свесов представляют собой углы между опорной поверхностью и плоскостью, касательной к окружностям соответственно передних и задних колес и к таким точкам выступающих передней и задней частей автомобиля, для которых эти углы минимальны. Большие углы свесов обеспечивают возможность преодоления автомобилем коротких единичных препятствий без задевания за них выступающими частями.

В таблице 10.1 приведены показатели профильной проходимости автомобилей.

Продольный радиус проходимости Rпр (рис. 10.1) равен радиусу окружности, касательной к окружности колес и одной из низших точек в пределах базы автомобиля L. У трехосного автомобиля с балансирной подвеской мостов задней тележки Rп находят при подъеме колес среднего моста до полной деформации буфера. У седельного автопоезда, состоящего из трехосного седельного тягача и двухосного полуприцепа с балансирными подвесками мостов тележек значение Rп измеряют при подъеме колес заднего моста тягача и колес переднего моста тележки полуприцепа до полной деформации буферов, когда начинается отрыв колес среднего моста тягача и колес заднего моста тележки полуприцепа от опорной поверхности.

Таблица 10.1 – Показатели профильной проходимости автомобилей

Тип автомобилей

Дорожный просвет hпр, мм

Угол переднего свеса jп, град.

Угол заднего свеса jз, град.

Rпр, м

Легковые

150-200

20-38

15-40

3,0-8,0

Грузовые дорожные

270-350

20-42

11-63

2,5-6,0

Автобусы

165-340

10-40

7-36

4,0-9,0

Автомобили высокой проходимости

340-500

32-60

30-50

2,0-6,0

Продольный радиус проходимости характеризует возможность преодоление автомобилем выпуклых препятствий (бугров, насыпей и пр.). Чем меньше Rп (табл. 10.1), тем лучше проходимость автомобиля. С уменьшением базы автомобиля Rп также уменьшается.

Поперечный радиус проходимости Rпоп (рис. 10.1) равен радиусу окружности, касательной к колесам данного моста и поверхности поперечного контура нижней части автомобиля. Чем меньше Rпоп, тем меньше проходимость автомобиля. С уменьшением колеи В автомобиля значение Rпоп уменьшается.

Углы гибкости используют для оценки профильной проходимости прицепных и седельных автопоездов. У автопоездов различают углы гибкости вертикальный предельный α, горизонтальный β и вертикальный поперечный γ (рис. 10.2). Их значения для указанных типов АТС составляет α=±(8-15о); β=±(40-90о); γ=±8о.

Похожие материалы

Информация о работе