Аддиктивное поведение, наркомания и токсикомания. Поисковое аддиктивное поведение. Переход аддиктивного поведения в болезнь, страница 9

Имеющиеся клинико-динамические исследования, начиная с возраста посещения детсада и до подросткового периода, четко указывают на то, что группу риска по развитию наркологических заболеваний можно выявить уже в младшем возрасте. Эти дети из группы риска уже в младшем возрасте отличаются агрессивно-экспансивным поведением, недостаточны самоконтролем, повышенной импульсивностью, легко возбудимы, не замечают опасностей, действуют чрезмерно быстро; у них отмечается выраженное стремление к непосредственному подкреплению, повышенная чувствительность к внемшним раздражителям; они часто ведут себя безрассудно и обнаруживают явно недостаточную способность к социальной адаптации. В дальнейшем эти признаки в значительной степени перекрываются нарушениями социального поведения. Отмеченные здесь особенности темперамента, так же как и ранее (уже в дошкольном возрасте) начало девиантного поведения, агрессивное поведение, недостаточные социальные навыки, плохие взаимоотношения со сверстниками и возникающие позднее школьные проблемы, могут, таким образом, рассматриваться как проявления риска развития нарушения социального поведения и злоупотребления алкоголем и наркотиками. Дети с такими особенностями темперамента и соответствующими социальными отклонениями  нуждаются поэтому в ранней диагностике и терапии.

Конечной и идеальной целью терапии всех страдающих завистью должна быть свобода от наркотиков, отсутствие деликтов и профессиональная или социальная адаптация. Нет необходимости объяснять, что эти цели на практике почти неосуществимы. Поэтому в последние годы были сформулированы более скромные задачи. Они должны быть индивидуальными для каждого страдающего наркоманией или для небольших групп пациентов.

Подобных терапевтических целей пытаются достигнуть с помощью методов, перечисляемых ниже, причем эти методы следует объяснять закономерным образом в единую концепцию. Эти концепции соответствуют концепциям взрослой психиатрии и адекватным образом адаптируются к соответствующим возрастом задачам развития.

При этом следует различать экстренные мероприятия и мероприятия, входящие в так называемую «терапевтическую цепочку».

Экстренные мероприятия

Вследствие большого разнообразия средств здесь не будут рассматриваться общие рекомендации по лечению интоксикаций, а будут даны лишь некоторые из них. Общими правилами терапии являются следующие: освобождение дыхательных путей, возможно проведение искусственного дыхания, при необходимости поддержка сердечно-сосудистой системы, вливание плазмозаменяющих жидкостей, промывание желудка, введение антидотов, если известно, какой наркотик имеется у пациента и что он принял; срочная транспортировка в стационар. В некоторых случаях нужно учитывать возможность возникновения эпилептоформных приступов.

При проведении общих экстренных мероприятий больного нельзя оставлять одного!

Терапевтическая цепочка

Терапевтические и реабилитационные мероприятия могут лишь в тех случаях быть успешными, если они подчинены общей терапевтической концепции и проводятся в адекватной временной последовательности. Эта последовательность различных мероприятий называется терапевтической цепочкой. Программу можно осуществлять только в одном направлении (выполнение в обратном порядке исключено), при этом из цепи не должно выпадать ни одно звено. Многие неудачные терапевтические попытки связаны в том числе и с тем, что не было такой терапевтической цепочки или она слишком рано прерывалась. Разумеется, мы не утверждаем, что само по себе проведение терапии в такой форме гарантирует ее эффективность. Временная последовательность различных терапевтических мероприятий в обощенном виде представлена в табл. 35.6.

Таблица 35.6. Временная последовательность различных терапевтических мероприятий