Аддиктивное поведение, наркомания и токсикомания. Поисковое аддиктивное поведение. Переход аддиктивного поведения в болезнь, страница 8

«Binge-Eating/Purging» -тип: при этом у пациентов регулярно возникают пищевые атаки (Binge-Eating) и/или поведение типа «Purging» в форме самопроизвольного вызывания рвоты или злоупотребления слабительными.

По сравнению с рестриктивным типом у второй группы «Binge-Eating/Purging» -тип отмечаеться большая эмоциональная лабильность и в дальнейшем более высокая коморбидность с алкогольной и наркотической зависимостью. Риск развития злоупотребления наркотиками и зависимости значительно выше при нервной булимии. При этом нарушении пищевого поведения чаще наблюдаеются признаки нарушения контроля за импульсивными влечениями, переход в расстройство личности нестабильного типа (Borderline), аффективные и тревожные расстройства. Часто отмечается употребление стимуляторов (в том числе дериваты амфетамина) с целью контроля за аппетитом и весом.

Терапия и профилактика при наркологических проблемах детско-подросткового возраста

При наркологических проблемах детско-подросткового возраста знание особенностей психопатологии развития имеет решающее значение как для диагностики, так и для терапии. Наркологические проблемы нередко значительно мешают выполнению повседневных задач и требований. Злоупотребление наркотиками и зависимость могут наблюдаться и в рамках подростковых кризов. При этом речь идет о нормальных вариантах эмоциональных и поведенческих реакций в подростковом периоде. В патологических случаях имеют место нарушения в эмоциональной сфере (искаженное представление о собственной значимости, чувство вины, ощущение несостоятельности, физические и соматические конфликты, связанные с самооценкой) и/или в поведенческой сфере, например уходы, суицидальные попытки, чрезмерное протестное поведение, а также злоупотребление алкоголем или наркотиками.

Наряду с кризами созревания у детей и подростков с наркологическими проблемами нужно выявлять непреодоленные жизненные конфликты и первичные психические расстройства. Следует отметить, что наркологические проблемы  у детей и подростков могут возникать в результате перегрузки в школе, например при пограничной интеллектуальной недостаточности, нераспознанных формах легкого интеллектуального недоразвития или специфических нарушениях развития, например, легастении. Поэтому процесс диагностики при подозрении на наркологические проблемы в детско-подростковом возрасте наряду с соматическим и неврологическим обследованием всегда включает как дополнение к психопатологическому исследованию психологическую диагностику. Последняя в рамках диагностики работоспособности включает также проверку школьных навыков, например чтения, письма и счета, и дополняется соответствующей диагностикой эмоционального состояния и личности (см. раздел 9).

При лечении наркологических проблем в детско-подростковом возрасте в центре терапевтических усилий находятся психотерапевтические методы – чаще всего методы поведенческой и разговорной терапии – в сочетании с семейно-ориентированными, социально-реабилитационными и педагогическими мероприятиями. Они могут быть дополнены медикоментозным лечением, особенно при неотложной терапии острых случаев, при дезинтоксикации и при наличии тяжелых соматических проявлений синдрома отмены. Лечебный процесс орентируется на показания, известные из взрослой психиатрии. Фармакотерапия пациентов подросткового возраста существенно не отличается от лечения взрослых.

Коморбидность психических расстройств со злоупотреблением алкоголем и наркотиками  в детско-подростковом возрасте высокая, о чем говорилось выше. Поэтому при разработке продолжительных, эффективнывх превентивных стратегий недостаточно рассматривать наркологические проблемы только в социологическом, психологическом и педагогическом аспектах, без учета значимых психических расстройств детско-подросткового возраста.