Хранение и транспортировка масел и консистентных смазок. Нормирование расхода и установление запаса смазочных материалов, страница 5

Смазка универсальная среднеплавкая УС (солидол). Солидолы готовят на индустриальных маслах. В качестве загустителя применяется кальциеное мыло, приготовляемое на хлопковом масле или синтетических жирах. В состав солидола входит от 9 до 18% кальциевого мыла, от 1,5 до 8% воды и остальное – минеральное масло. Вода, входящая в состав солидолов, способствует формированию смазки. Поэтому солидолы нельзя нагревать до температуры 100°С и выше, так как вода выпаривается и смазка распадается. Солидолы водоустойчивы.

На локомотивах солидолы применяют в таких узлах трения, нагрев частей которых не превышает приведенных выше допустимых пределов температур. Солидолами смазывают опорные поверхности подвесок тяговых электродвигателей. Смазку закладывают в узлы трения при их монтаже и добавляют при техническом обслуживании ТО-3. Смазку полностью меняют при технических ремонтах, связанных с осмотром узла трения.

Солидолы в качестве заменителя основной смазки находят применение летом для смазывания шарниров рам токоприемника. Солидолами смазывают также редуктор компрессора 244FR, боковые скользуны шкворневых балок, возвращающие устройства локомотивов некоторых серий, шарнирные подвески и опорные поверхности центрирующих балочек автосцепок, шарниры жалюзи кузова, подшипники задвижных щитов аппаратной камеры и трансформаторных помещений, шарнирные соединения карданных валов, телескопический вал привода скоростемера и многие другие узлы грения, условия использования в которых допускают применение солидолов.

Смазка для роликовых подшипников. Смазку железнодорожную ЛЗ-ЦНИИ (ГОСТ 19791 – 74) применяют для роликовых подшипников железнодорожных вагонов. В узлах трения качения локомотивов и моторвагонном подвижном составе используется пластичная смазка ЖРО (ТУ 32-ЦТ-520-77).

Осерненная смазка для локомотивов ОС «Л», ОС«З» (ТУ 32-ЦТ-551-73). Смазку этого вида применяют для смазывания зубчатых передач тяговых электродвигателей и муфты привода компрессора на локомотивах. Эта смазка представляет собой осерненное трансмиссионное автотракторное масло, загущенное натриевым мылом. Ее вырабатывают двух марок – ОСЛ (летняя) и ОСЗ (зимняя).

Схемы заправки осерненной смазкой приведены на рис. 1.2.3. Добавление смазки в зубчатую муфту привод компрессора производят через 4 тыс. км пробега локомотива.

Для размещения смазки и предохранения зубчатой передачи тяговых электродвигателей от пыли, песка и грязи зубчатые колеса закрыты кожухом. На заправку одного кожуха требуется 3,2 кг смазки. Периодически после пробега 4 тыс. км в каждый кожух зубчатой передачи добавляют 0,8 – 1 кг смазки. Полностью смазку заменяют при текущем ремонте ТР-3 тепловоза, при переходе с одного сезона на другой (летний или зимний) и при ревизии зубчатых передач.  

Рис. 1.2.3. Схема смазки: а – зубчатой передачи тягового электродвигателя;

б – зубчатой муфты привода компрессора

Антикоррозионную смазку АК изготовляют на заводах МПС из цилиндрового масла 11 (75%), церезина (около 25%) и каустической соды в количестве, необходимом для полного омыления составных частей и образования в смазке избытка щелочи в размере до 0,3%. Качество смазки регулируется нормами ТУ 32-ЦТ-552 – 73 и должно удовлетворять следующим данным.

Смазку применяют для покрытия несущих тросов и деталей контактной сети электрифицированных железных дорог для предохранения от коррозии.

Смазка для полозов токоприемников. Смазок графитовых для этой цели две. Одна из них марки СГС-О сухая графитовая основного состава и другая марки СГС-д (дополнительного состава). Обе смазки готовят на заводах МПС с нормами качества по ТУ 32-ЦТ-554-73, приведенными ниже.

Смазка марки СГС-О представляет собой твердые куски темно-серого цвета размером в поперечнике каждый не более 10 см и предназначается для смазки полозов токоприемников.