Хранение и транспортировка масел и консистентных смазок. Нормирование расхода и установление запаса смазочных материалов, страница 4

Авиационные масла вырабатывают нескольких марок, а именно: МС-20, МК-22, МС-20п, МС-20с. Маркировка авиамасел установлена по способу их очистки: селективная – С, кислотная – К) и величине кинематической вязкости при температуре 100°С.

1.2.8 Турбинные масла

Турбинные масла предназначены для смазки и охлаждения подшипников паровых и водяных турбин и генераторов электрического тока. Качество турбинного масла должно обеспечивать длительную работу без смены. Это достигается тщательным выбором сырья и более глубокой очисткой его по сравнению с другими маслами. Сырьем для турбинных масел служат дистилляты легких масляных нефтей, главным образом Эмбенекого и Апшеронского месторождений. Очищают масло серной кислотой с последующей нейтрализацией кислого масла щелочью, промывкой водой и доочисткой отбеливающей глиной контактным способом.

1.2.9 Трансформаторное масло

Для электроподвижного состава, работающего на переменном токе, применяют трансформаторы, предназначенные для преобразования переменного тока одного напряжения в переменный ток другого напряжения той же частоты. Как правило, на электрических локомотивах устанавливают в качестве силового понижающий трансформатор, который напряжение контактной сети 25 000 В понижает до величины, принятой на зажимах тяговых электродвигателей. На электровозе ВЛ60 это напряжение составляет 1450 В, на электровозе ВЛ80 – 950 В.

По тепловым нагрузкам трансформаторы на локомотивах работают в более трудных условиях, чем стационарные, поэтому для охлаждения их с целью обеспечения нормальной работы применяется принудительная циркуляция масла через секции радиаторов, обдуваемых воздухом.                               

В отличие от других смазочных материалов масло в трансформаторе не предназначено для выполнения смазочных функций, а используется как жидкий диэлектрик. Оно защищает трансформатор от проникновения в него извне влаги и воздуха, служит заполнителем воздушных полостей и является основной тепло-отводящей (охлаждающей) средой. Специфические условия работы трансформаторного масла предъявляют высокие требования к качеству масла, его производству и содержанию в эксплуатации.

Трансформаторное масло не должно содержать воды и механических  примесей, понижающих диэлектрическую прочность.

Для обеспечения бесперебойной работы трансформаторов, устанавливаемых на электрических локомотивах, и увеличения срока службы масла необходимо постоянно следить за изменением качества масла. Обнаруженные в масле вода и механические примеси должны быть удалены посредством пропуска его через центрифугу или другие аппараты. Масло периодически следует подвергать сушке и регенерации.

          1.2.10 Цилиндровые масла

Цилиндровое масло 24 (вискозин –  ОСТ 380 185 – 75Е) – это дистиллятное масло щелочной очистки. Применяют его для смазывания цилиндров и золотников паровозов, работающих насыщенным паром, и паровых цилиндров паровоздушных насосов и паровой машины углеподатчика.

Цилиндровое масло 38 (цилиндровое  – ГОСТ 6411 – 76) это дистиллятное масло, изготовляемое перегонкой со щелочью масляного гудрона из легкой болохонской нефти. Цилиндровое масло 52 (ГОСТ 6411 – 76) – остаточное масло из эмбинских нефтей; его получают из смеси гудронов сернокислотной и селективной очистки. Цилиндровые масла 38, 52 применяют для смазывания цилиндров и золотников паровозов, работающих перегретым паром. Цилиндровое масло 52 преимущественно применяют на паровозах, работающих с повышенной температурой перегретого пара.

1.2.11 Пластичные (консистентные) смазки

1.2.12 Пластичные смазки, применяемые на локомотивах

Смазка универсальная низкоплавкая УН (вазелин технический – ОСТ 38.1.56 – 74) предназначается для смазывания узлов трения различных механизмов, работающих при температурах не выше 40 – 45°С и небольших нагрузках. Эти смазки находят применение на локомотивах для периодического смазывания манжет пневматических цилиндров, реверсора, кнопочного выключателя, для предохранения металлических поверхностей от коррозии, в том числе перемычек аккумуляторных батарей, наконечников кабелей и др.