Проектирование технологического процесса и оборудования для ремонта. Проектирование технологического процесса ремонта крышки цилиндра дизеля 14Д40, страница 4

Поверхностное упрочнение и легирование поверхностного слоя деталей лазерным импульсом дает высокую микротвердость (до 1 тыс. кг/мм2). Практика показала, что лазерная термообработка по сравнению с термообработкой другими способами увеличивает долговечность деталей в 2 − 5 раз и дает значительный экономический эффект. Недостатками лазерной обработки являются крайне низкий коэффициент полезного действия (до 3 %), а также сложное оборудование, в частности система охлаждения установок [18].

На основе анализа существующих способов электрофизической и электрохимической обработки можно сделать вывод, что существует ряд проблем, связанных с созданием установок и оборудования для повышения ресурса деталей, узлов, механизмов локомотива. Для каждого способа характерен свой круг технологических задач, определенные возможности и особенности процесса. Сочетание двух или более способов дает больший эффект с точки зрения получения требуемых свойств поверхностей, которые нельзя получить каждым способом в отдельности. Так, например, при наложении на трибоэлектрохимическую обработку с задержкой во времени ударно-акустической обработки с внедрением твердой смазки возможно получение высоких показателей микротвердости с удовлетворительными параметрами шероховатости обработанной поверхности. Ресурс деталей, обработанных таким способом, увеличивается в 3 − 8 раз. Возможные области применения упрочняющих технологий – упрочнение осесимметричных деталей (валов, осей, втулок, цилиндров), лопаток турбин, коленчатых валов ДВС.

Одним из факторов надежной работы дизеля в эксплуатации является применение охлаждающей жидкости. В настоящее время для приготовления охлаждающей жидкости тепловозных дизелей наиболее широко используют дистиллированную или очень мягкую воду (жесткость не более 0,3 мг-экв/дм3) с добавлением нитрито-фосфатной присадки. В эксплуатации пропускная способность теплообменных аппаратов снижается из-за накипных отложений на водонесущих поверхностях и, как следствие, ухудшается их охлаждающая способность. Кроме того, не обеспечивается надежная защита от коррозии черных и цветных металлов охлаждающей системы.

Для улучшения вышеперечисленных свойств охлаждающей жидкости разработана присадка "Инкорт 8МЗ" [2]. Присадка "Инкорт 8МЗ" представляет собой концентрацию водных растворов разных солей, взятых в химических пропорциях. Она готова к использованию без дополнительной подготовки и предназначена для:

− защиты поверхностей охлаждения дизеля от коррозионно кавитационных разрушений и накипных отложений;

− очистки системы охлаждения дизеля;

увеличения срока службы и упрощения процесса приготовления охлаждающей жидкости;

− применения более жесткой воды (до 4,0 мг-экв/дм3).

Эксплуатационные испытания присадки "Инкорт 8МЗ" проводились в депо Санкт-Петербург-Варшавский Октябрьской дороги на пяти тепловозах ТЭП70, имеющих средний пробег 900 – 1100 тыс. км. Три тепловоза были заправлены простой водой с присадкой "Инкорт 8МЗ" в концентрации 2 % по объему, а два контрольных тепловоза — дистиллированной водой с нитрито-фосфатной присадкой, которая предварительно была приготовлена в соответствии с инструкцией.                    

На всех пяти тепловозах провели контрольную проверку пропускной способности теплообменных аппаратов путем пролива их на специальном стенде, а в системы охлаждения установили предварительно взвешенные комплекты из семи образцов черных и цветных металлов.

Результаты испытаний оценивали после пробега тепловозами                              100 – 150 тыс. км по состоянию охлаждающей жидкости, скорости коррозии образцов металлов и пропускной способности секций теплообменных аппаратов. Для этого на протяжении всех испытаний вели систематический контроль (63 анализа) состояния охлаждающей жидкости. После окончания испытаний вновь проверили пропускную способность теплообменных аппаратов, комплекты образцов металлов тщательно осмотрели, сфотографировали и взвесили. По результатам взвешивания была рассчитана скорость коррозии образцов металлов на каждом тепловозе.