Регламент технологических работ по капитальному ремонту тележек тепловоза 2ТЭ10 в системе ремонта ТПС в локомотивном депо, страница 24

4.2  Анализ изменения характеристик резинометаллических опор при нагружении

В испытании опор включаем определение ряда характеристик готовой продукции: внешний вид, геометрические параметры, статическую жесткость, остаточную деформацию сжатия. Учитываем, что характеристики резины в опоре изменяются от времени ее использования. Жесткость в увеличением времени возрастает, накапливается остаточная деформация.

На листе  №№  графической части проекта показаны данные об изменениях деформации под нагрузками при испытании резинометаллических опор: новых из различных типов резины и ранее используемых по назначению.

Из приведенных данных графиков экспериментального нагружения различных опор следует, что при выбранных постоянных значениях нагрузок по диапазону деформации возможно принимать решение о дальнейшей работоспособности старогодных опор в сравнении с техническими требованиями вновь изготовленных при этом:

1)  дополнительно установлено, что опоры, не имеющие явно выраженных признаков брака, имеют нарушения демпфирующих свойств – высокую жесткость, т.е. изделие в целом не выполняет заложенные в ней функциональное предназначение – виброизолятор;

2)  явным отличительным признаком, по которому нужно выбраковывать ранее используемые опоры, является воздействие рабочей нагрузки Р = 3 кН, прогиб 0,6±0,3 мм:

- с внутренними разрывами резины и арматуры – прогиб более 0,9 мм;

- повышенная жесткость – прогиб менее 0,3 мм;

3)       требуется  дополнить значения величины прогиба под воздействием нагрузки Р = 45 кН для более тщательной выбраковки жестких опор прогибами, превышающими пределы 5±1,3 мм.

Исследование показывает, что дополнительным фактором выбраковки опор являются не только внешние визуальные признаки (трещины, разрывы), но и одним из основных дефектов является отсутствие демпфирующих свойств резины.

Исследование по определению деформации опор учитывает практически все факторы, влияющие на их годность, т.е. состояние опор будет определяться не сроком их эксплуатации, а по факту выбраковки используемых.

На основании вышеизложенного и с учетом отсутствия явных отличительных признаков срока службы ранее использованных опор и комплектации опор в качестве виброизоляторов при ремонте тележек, как новых так и старогодных, кроме визуального контроля требуется их дополнительный сплошной контроль при  всех видах плановых ремонтов ТР3, КР1, КР2 тепловозов.

Из приведенных лабораторных испытаний опор и требований конструкторской документации завода-изготовителя, для практического проведения работ по выбраковке, при ремонте тепловозов 2ТЭ10 в условиях локомотивного депо Жлобин, данные деформации сведены в таблицу 4.1.

Таблица 4.1 – Исследование буферов

Наименование

изделия

Степень

годности

Визуальные

дефекты

Деформация

при испытаниях

Причина

неисправности

нагрузка

Р=3 кН

нагрузка

Р=45 кН

Опора вновь изготовленная

годный

полное отсутствие каких-либо трещин

0,6±0,3

-

-

брак

трещины, следы несварения резины

-

-

в дальнейшем при эксплуатации выявления дефектов

Опора ранее эксплуатируемая

(условно годная)

годный

трещины верхней горизонтальной поверхности

0,6±0,3

не менее

4,1

-

брак

независимо от наличия трещин и других отклонений параметров

менее

0,3 мм

-

жесткий

в норме

0,6±0,3

менее

4,1

более

0,9 мм

-

мягкий

трещины или отклонения геометрии

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Нотик З.Х. Тепловозы