Расчет уровня надежности. Общие положения надежности материалов дорожных покрытий. Зависимость уровня надежности и коэффициентов запаса, страница 14

(3%). В РБ внедрение данной технологии осуществлено ПРСО Мин-

скоблдорстрой, Витебскоблдорстрой и др. Применение подобного мате-

риала позволило снизить стоимость строительства и получить

существенный эффект.

Видимо, следует в перспективе вернуться к покрытиям, устраивае-

мым способом раздельного бетонирования. Подобные покрытия имеют

высокую прочность и гибкость. Не требуют для устройства мощных

механизированых комплексов (достаточно виброраспределителя), имеют хороший декоративный вид (можно в состав раствора вво-

дить пигменты) . Необходимо только оптимизировать состав и

технологические свойства заполняющего пустоты раствора. В этом

Плане следует проанализировать полимерцементные растворы, возмож-

ность использования расширяющихся цементов и т. д. Бетоны, получен-

ные данным способом, могут найти применение на автозаправках,

аэродромах, стоянках и т. д.

В целом для широкого внедрения в условиях РБ можно на перспек-

тиву рекомендовать следующие материалы и технологии:

1. Бетоны на ОГВ, полученные горячим способом с вводом воды на

стадии укладки. Подобные бетоны не требуют нового оборудования.

Однако их применение возможно только для локальных небольших объ-

ектов (отдельные, наиболее напряженные перекрестки, остановки

общественного транспорта и др.).

2. Бетоны на основе эмульсий и портландцемента, обладающие наи-

более высокой надежностью и долговечностью. Их применение воз-

можно как на городских, так и загородных автомагистралях. Для их

широкого внедрения следует расширить сеть асфальтобетонных заво-

дов, работающих по холодной технологии.

3. Бетоны, получаемые путем обработки старого дробленого асфаль-

тобетона битумной эмульсией и цементом. В этом случае необходимо

Виброраспределитель для устройства покрытия по способу

раздельного бетонирования

Вид покрытия, устроенного по способу раздельного бетонирования

разработать отечественную машину холодного фрезерования и пере-

движной смеситель достаточно высокой производительности.

Стандарты и нормативные документы

В РБ вышел стандарт (СТБ) 1415-2003 «Дорожные бетоны на

органо-гидравлических вяжущих для автомобильных дорог и улиц».

В соответствии с данным стандартом смеси для бетонов на ОГВ

делятся на три группы:

1. Смеси, состоящие из щебня (гравия), песка (природного и иску-

сственного), гидравлического вяжущего, органического вяжущего и

воды. Данные смеси могут также содержать определенное количество

минерального порошка (до 50% от массы цемента).

2. Смеси, состоящие из щебня (гравия), песка (природного и иску-

сственного), портландцемента (сланцевой золы, шлакопортландце-

мента) и битумной эмульсии.

3. Смеси, состоящие из старого дробленного асфальтобетона (в даль-

нейшем асфальтобетонный гранулят), битумной эмульсии, портландце-

мента. Смеси третьей группы могут содержать также определенное

количество щебня и песка из отсева дробления.

В зависимости от общего уровня надежности, назначаемого по срокам

службы до капитального ремонта, бетоны на ОГВ делятся на три марки:

I — общий уровень надежности > 0,9 (срок службы 15-18 лет);

II — общий уровень 0,75-0,9 (срок службы 10-12 лет);

III — общий уровень 0,6-0,75 (срок службы 8-10 лет).

. Методика определения указанных в таблице показателей

представлена в СТБ. Поскольку многие подходы данного СТБ для специ-

алистов являются новыми, за консультациями на первом этапе следует

обращаться в БНТУ.

Примечание: В случае устройства защитного слоя не ранее чем

через 6 месяцев максимально допустимый уровень водонасыщения дол-

ьен составлять не более 4%.

Важным моментом данного СТБ является тот факт, что впервые

редложено на стадии подбора состава оценивать расчетные характе-

ристики материала, используемые при конструировании дорожных

одежд. Это позволяет свести к минимуму «нестыковки» на стадии про-

екта и строительства.

В, В качестве расчетных характеристик для проектирования дорожной

одежды используют прочность на растяжение при изгибе при темпера-