Расчет уровня надежности. Общие положения надежности материалов дорожных покрытий. Зависимость уровня надежности и коэффициентов запаса, страница 10

лении различного рода связей прогидратировавших агрегатов гидравли-

ческого вяжущего между собой при наличии пленок органического

вяжущего различной толщины. В ряде случаев возможно появление

фазовых контактов между прогидратировавшими агрегатами цемента,

вызванных взаимодействием продуктов гидратации. Эти контакты воз-

никают в разрывах битумных пленок, а также и через битумные пленки

небольшой толщины. Причинами их появления при наличии углеводо-

родных пленок являются: внутрикристаллическое давление, перенос

ионов вследствие диффузии, разрыв углеводородных пленок в резуль-

тате контракции, частичная взаимная растворимость составляющих.

Экспериментальные исследования прочности образцов после экстра-

гирования битума, анализ прочности ненарушенной и разрушенной

структур подтвердили возможность появления фазовых контактов при

толщине пленок органического вяжущего в пределах 1-5 мкм. Однако,

учитывая незначительную прочность фазовых контактов при наличии

пленок органического вяжущего, они не являются главным структурооб-

разующим фактором бетонов на ОГВ (особенно первой группы, когда гид-

равлическое вяжущее проявляется на уровне микроструктуры).

Основным структурообразующим элементом бетонов на ОГВ является

формирование межфазных переходных слоев кластерного типа. Пос-

кольку гидравлические и органические вяжущие являются термодина-

мически несовместимыми и не могут образовать устойчивой однофазной

системы, граница раздела фаз является размытой и контакты осуще-

ствляются через межфазные переходные слои. На формирование меж-

фазных слоев оказывают влияние как физические (прорастание

кристаллов, адсорбция, разрушение ассоциатов битума, перенос ионов,

образование двойных электронных слоев), так и химические (образова-

 иие связей типа Ме + _ООСК, водородных -Н-0 и др.) процессы.

На основании выполненных теоретических и экспериментальных

Исследований разработана структурная модель бетонов на ОГВ, которая

 пред ставлена прогидратировавшими в различной степени агрегатами

цемента и рядом межфазных переходных слоев

В зависимости от объемной доли цементной фазы, структурные

агрегаты цемента могут взаимодействовать между собой через про-

слойки битума, переходные слои либо непосредственно друг с другом,

 образуя фазовые контакты.

Теоретические расчеты на ЭВМ для предложенной модели позво-

Лили делать следующие выводы. С увеличением объемного содержа-

ния цементной фазы число перколяционных контактов растет по

__йтепенной зависимости. За счет наличия переходных слоев перколяци-

^НВные пороги структурообразования смещаются в сторону снижения.

^^повышение прочности и протяженности переходных слоев влияет ана-

логично увеличению марки минерального вяжущего.

|   Зависимость между маркой минерального вяжущего и прочностью

композита близка к линейной. Увеличение марки (прочности) минераль-

ного вяжущего целесообразно при его объемной доле более 50-60%. Поэ-

тому для ряда бетонов (особенно первой группы) можно использовать

1зкомарочные вяжущие, что имеет большое практическое значение.

Иь Таким образом, структурообразующая роль гидравлического вяжу-

^Вго обусловлена образованием межфазных переходных слоев кластер-

-Яого типа, обладающих определенной энергией связи и

собствующих повышению прочности и устойчивости системы.

 Применение бетонов на ОГВ в Республике Беларусь

Внедрение результатов исследований в практику дорожного строит-

[ вдьства РБ велось по 5-ти направлениям:

1. Использование дегте (гудроно) золоминеральных композиций.

2. Теплые асфальтобетонные смеси на комбинированных наполни-

телях гидравлического действия.

3. Горячие асфальтобетонные смеси на наполнителях из портлан-

дцемента с вводом воды на стадии укладки.

4. Влажные органно-минеральные смеси на комибинированных

наполнителях гидравлического действия.

5. Эмульсионно-минеральные смеси и асфальтоцементные компо-

зиты, получаемые способом раздельного бетонирования (гранулирован-

ный асфальтобетон).