Познание - тема для школьного сочинения, страница 6

Для людей мыслящих тема познания приобрела весьма острую акту альность. Очевидно, что причиной возросшего интереса к этому воп росу является крушение так называемой мировой системы социализма и углубление социально-экономического и духовного кризиса современ ного общества. Учебники философии познание трактуют как "процесс приобретения знаний". Это - процесс отражения действительности и ее объяснение. Объектом познания может выступать все существующее

- мир в целом, общество и сам человек. Источником и способом познания являются человеческие чувства, разум и интуиция.

Чувственное познание - исходный пункт освоения действительности и начальная форма познания. Все наши образы, представления и понятия формируются на основе чувственного отражения,объектом которого выступает эмпирический мир вещей, процессов и явлений. Однако чувства наши очень часто нас обманывают. К тому же у каждого человека они могут быть разными. В плане сугубо биологическом органы чувств у человека развиты гораздо хуже, чем у животных (зрение,слух,ося зание,обоняние).Поэтому, если бы знания человека основывались лишь на чувствах, то информация о мире у человека была бы гораздо сла бее, чем у животных.

В отличие от животных,человек обладает рассудком и разумом, на которых основано рациональное познание. На этом уровне мы имеем дело с понятийными отражениями, абстракциями, теоретическим мышлением.

Познавательный процесс осуществляется не только в  той форме, в которой он существует в мыслях отдельного человека, а главным об разом в виде общего общего социально-исторического процесса развития знания. Индивидуальное познание человека обусловлено и опосредовано социальным познанием, всемирно-историческим процессом раз вития знания.

Но чувственное и рациональное познание не находятся в непримиримом противоречии, они не орицают, а диалектически дополняют друг друга

При этом следует иметь в виду, что нужды и потребности человека выступают одной из главных движущих сил развития познания, а общественно-историческая практика людей служит важнейшим критерием его истинности, а также основой и главной целью познания.

В своем диалектическом единстве чувственное и рациональное познание способно довольно глубоко проникнуть в мир объективной истины.

Однако ни чувствам, ни разуму не следует особо обольщаться своими возможностями и способностями в претензиях на познание и объяснение мира и человека. Процесс познания бесконечен, ибо мир беспределен и разнокачественен как на макро-, так и на микроуровнях, он постоянно изменяется и развивается. Истина и заблуждение неразрывно связаны в едином процессе развивающегося знания. Поэтому в самом характере познания заложена определенная доля здорового гноселогического скептицизма.

В следствии незаконченности познания в каждый конкретный период его развития остается некоторая "вещь в себе", сфера непознанного.

Осознание того факта,что бытие (мир, общество и сам человек) всегда содержит в себе некий иррациональный "остаток", должно всегда предостерегать нас от чрезмерного оптимизма в вопросе о возможностях человеческого познания, а тем более от мышления в категориях абсолютных истин.

В 19 веке в философии начинает складываться течение иррационализ ма: А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше,Э.Гартман, А.Бергсон и др.

Это направление имеет множество проявлений. Одни авторы выделяют особую роль интуиции в познании, другие - инстинкта,  идейные принципы его учения под названием солипсизм. Мир - это иллюзия сознания.Одним словом: Мир - театр, а люди в нем жалкие марионетки. К слову сказать,наиболее выпукло философия солипсизма нашла свое отражение в учении другого английс кого священника Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834 г.г.) под наз ванием "Теория народонаселения".Этот солипсист,а заодно экономист-монетарист,горячо оправдывал нищету,голод,войны,стихийные бедст вия исходя из требования развития народонаселения. Ну,а на кой ляд нищим теория познания?!

Есть еще одно направление в философии,которое проповедует сомнение в возможности познания мира - скептицизм.  В истории философии он играл различную роль в зависимости от того,интересы какого социаль ного сословия выражал. Как особая философская школа скептицизм возник в эпоху кризиса рабовладельческого общества в Древней Греции в 4-3 веках до н.э. Родоначальник Пиррон (365-275 г.г. до н.э.), наиболее известным представителем является Секст Эмпирик (200 250 г.г.до н.э.). Скептики призывали воздерживаться от каких-либо определенных суждений о вещах, потомучто человек не может выйти за пределы своих ощущений,которые всегда субъективны,и определить истинность этих ощущений не возможно, да и не нужно, поскольку это вредно для внутреннего спокойствия. "Если я чего-то не знаю, то этого не существует",- провозгласили предшественники современных агностиков. (Миронов В.В. Философия. с.40. Учебник. Москва.1998)

В эпоху Возрождения французские философы Мишель Монтень,Пьер Шарон и Пьер Бейль использовали скептицизм  против средневековой и церковной схоластики.А вот Блез Паскаль,напротив,направляет скептицизм против рационального познания. В 18-м веке скептицизм возрождается в агностицизме Давида Юма и Иммануила Канта.В отличии от античного скептицизма скептицизм Д.Юма (1711-1776 г.г.) отрицает возможность тождества мышления и бытия вообще, ибо бытия-то нет, есть одни ощущения - элементы опыта, перцепции.Субстанция по Юму это удобная фикция вооброжения.Но жить-то с завязанными глазами нельзя. Поэтому,опять-таки,опыт-во главе познавательного процесса.

Вобщем, все тот же метод "научного тыка" - основа познания мира, то есть эмпиризм.

Эмпиризм - как течение философии возник в Англии. Основы учения сформулированы Фрэнсисом Бэконом. Джон Локк (1632-1704 г.г.) в главном своем произведении "Опыт о человеческом разуме" доказывал, что существуют только идеальные единичные вещи. Самый достоверный род познания - интуиция. В нашей стране теория эмпиризма была принята на вооружение таким видным деятелем коммунистической партии, как А.А.Богданов (Малиновский) (1873-1928 г.г.) Автор книги "Эмпириомонизм". По его мнению история человечества представляет собой