Познание - тема для школьного сочинения, страница 3

Чувственное познание - исходный пункт освоения действительности и начальная форма познания. Все наши образы, представления и понятия формируются на основе чувственного отражения,объектом которого выступает эмпирический мир вещей, процессов и явлений. Однако чувства наши очень часто нас обманывают. К тому же у каждого человека они могут быть разными. В плане сугубо биологическом органы чувств у человека развиты гораздо хуже, чем у животных (зрение,слух,ося зание,обоняние).Поэтому, если бы знания человека основывались лишь на чувствах, то информация о мире у человека была бы гораздо сла бее, чем у животных.

В отличие от животных,человек обладает рассудком и разумом, на которых основано рациональное познание. На этом уровне мы имеем дело с понятийными отражениями, абстракциями, теоретическим мышлением.

Познавательный процесс осуществляется не только в  той форме, в которой он существует в мыслях отдельного человека, а главным об разом в виде общего общего социально-исторического процесса развития знания. Индивидуальное познание человека обусловлено и опосредовано социальным познанием, всемирно-историческим процессом раз вития знания.

Но чувственное и рациональное познание не находятся в непримиримом противоречии, они не орицают, а диалектически дополняют друг друга

При этом следует иметь в виду, что нужды и потребности человека выступают одной из главных движущих сил развития познания, а общественно-историческая практика людей служит важнейшим критерием его истинности, а также основой и главной целью познания.

В своем диалектическом единстве чувственное и рациональное познание способно довольно глубоко проникнуть в мир объективной истины.

Однако ни чувствам, ни разуму не следует особо обольщаться своими возможностями и способностями в претензиях на познание и объяснение мира и человека. Процесс познания бесконечен, ибо мир беспределен и разнокачественен как на макро-, так и на микроуровнях, он постоянно изменяется и развивается. Истина и заблуждение неразрывно связаны в едином процессе развивающегося знания. Поэтому в самом характере познания заложена определенная доля здорового гноселогического скептицизма.

В следствии незаконченности познания в каждый конкретный период его развития остается некоторая "вещь в себе", сфера непознанного.

Осознание того факта,что бытие (мир, общество и сам человек) всегда содержит в себе некий иррациональный "остаток", должно всегда предостерегать нас от чрезмерного оптимизма в вопросе о возможностях человеческого познания, а тем более от мышления в категориях абсолютных истин.

В 19 веке в философии начинает складываться течение иррационализ ма: А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше,Э.Гартман, А.Бергсон и др.

Это направление имеет множество проявлений. Одни авторы выделяют особую роль интуиции в познании, другие - инстинкта, оположность истины и заблуждения вне границ вышеуказанной узкой области, так эта противоположность сделается относительной и, следовательно, негодной для точного научного способа выражения. А если мы попытаемся применять эту противоположность вне пределов указанной области, как абсолютную, то мы уже совсем потерпим фиаско: оба полюса противоположности превратятся каждый в свою противоположность, то есть истина станет заблуждением, заблуждение - истиной." (4)

Действие любого Закона или Истины ограничено. Нахождение границ, в пределах которых Законы или Истины абсолютны, предмет деятельности людей, занимающихся естественными науками. В математике подобная деятельность называется оптимизацией функций или нахождением экстремумов.Отсюда можно сделать вывод: известное положение о том, что

Абсолютная Истина есть сумма неких относительных истин является За блуждением. Как на зыбучих песках невозможно построить какое-либо здание, так и на основе относительных, а значит, ненаучных истин невозможно построить Храм Науки. Нахождение абсолютных,или научных истин в каждом конкретном случае процесса Познания сводится к нахождению граничных условий, в пределах которых то или иное явление имеет абсолютное (максимальное - минимальное) значение.

Выше названное положение Ф.Энгельса, кроме прочего, возводит непреодолимую преграду различного рода спекуляциям по основному вопросу теории познания (гносеологии) о том, что первично: материя или дух, бытие или сознание. Попытку разрешения этой коллизии предпринял В.И.Ленин в своей работе "Материализм и эмпириокритицизм".

"Конечно, и противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным" (5)

Ленин жил 1870-1924 г.г. Работа написана в 1908 г.

Представляется, что эта попытка не совсем удачная. Логика противоположения материи и сознания (бытия и духа) заключается в призна нии первичности или вторичности одной из философских категорий.

Потому говорить, что основной вопрос теории познания состоит в признании первичности или вторичности этих категорий - это все равно, что говорить об определении, на сколько масло масляннее или на сколько тяжесть тяжелее. Основной вопрос теории познания заключается в том, что признать свойством чего: Сознание ли Дух ли яв ляется свойством или способностью к существованию высокоорганизо ванной живой материи (человеческого мозга) или Материя, Бытие вы текает из свойства и способности к существованию (развертыванию)

Сознания и Духа. Те из философов, кто утверждает первое, относится к материалистам, вторые - к идеалистам. В остальных областях человеческого познания и практики противоположение материи и сознания, бытия и духа является относительным и, следовательно, негодным для точного научного способа выражения.