Познание - тема для школьного сочинения, страница 4

В свете диалектики видны недостатки определения Познания, принятые современными течениями философии. Познание это есть "процесс" по сути. Поэтому, приведенное в данной работе, определение Познания, как процесса накопления знаний, страдает тавтологичностью. В этом определении Человек предстает как некая оболочка или сосуд, наполняемый знаниями, то есть метафизически. С точки зрения диалектики

Познание - это движение человеческого Сознания или Духа. Движение же есть способ существования всякой материи. Отсюда, Познание вполне логично определить как способ существования высокоорганизованной живой материи - человеческого мозга, а следовательно, Человека и человечества вообще.

В свете диалектики решается взаимодействие субъекта и объекта познания.Субъект и объект - это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Так примерно определяют эти два полюса познавательной деятельности современные философы, например, профессор Радугин А.А. в своем курсе лекций по философии. Сказать, что Человек - это функ циональная категория, значит представить его как некий механизм, или орган по выделению мыслей. Или вот еще образец мысли философа нового времени: "Субъект - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности.

Объект - это сфера приложения активности субъекта" (2)

Собака или какой другой зверь - тоже существо живое. Оно также в своей жизни целеполагает и в какой-то мере преобразует действите льность (грызет кость или какую другую пищу).

Однако, уместен вопрос: а причем тут теория познания, причем тут философия - любовь к мудрости?

"Человек становится субъектом познания лишь в той мере,в какой он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира.

А это значит,что познание никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом,а лишь таким субъектом,который включен в коллективную практическую деятельность. Объектом познания же выступает то часть объективной реальность, с которой субъект вступил в практическое и познавательное взаимодействие и которую субъект может выделить из действительности в силу того,что обладает на дан ной стадии развития познания такими средствами познавательной деятельности,которые отражают какие-то характеристики данного объек та. Таким образом, марксизм считает,что подлинным гносеологическим субъектом является человечество,общество". (2).

Так сторонник "новых течений" в философии истолковывает марксистскую теорию познавательного процесса. Весьма путанное объяснение.

Человек уже самим фактом своего появления на свет включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира.Говорить о том, что познание не осуществляется отдельным индивидом, а лишь "субъектом",который включен в коллективную деятельность по крайней мере нелепо.Исторический опыт человечества говорит,что познавательной, научной дейтельностью часто занимались единицы и затворники. При этом бывало, что коллектив, человечество не всегда относились к этой деятельности адекватно. Бывало, ученых травили, сжигали на кострах, гноили в тюрьмах. Познание - процесс индивидуальный, чувственный. Заслуга Маркса и состоит в том, что он указал ошибку

"грубого", метафизического материализма, который познание рассматривал лишь как "объект", а не как чувственный процесс.

Заблуждением является и утверждение об объекте, "как части объективной реальности,с которой субъект вступил в практическое и познавательное взаимодействие и которую субъект может выделить из действительности в силу того,что обладает на данной стадии развития познания такими средствами познавательной деятельности,которые отражают какие-то характеристики данного объекта". Демокрит,к примеру свою "атомную" теорию устройства мироздания создал без како го-либо "взаимодействия" с атомами. Не было за 500 лет до рождества Христова средств для их выделения и отражения их каких-то характеристик. Однако, как показала жизнь, она оказалось верной.

Субъект познания - это хомосапиенс, человек мыслящий.Объект познанания - нечто существующее в реальности объективно, то есть не зависимо от воли и сознания субъекта, или - "вещь в себе". Для того, чтобы существовать Субъект в силу необходимости взаимодействует с

Объектом.В результате взаимодействия у человека складывается Образ этого Объекта.Объект, разумеется,обладает какими-то свойствами, которые становятся доступны субъекту в виде Явлений. Познание Объекта сводится к познанию Явлений.Явления могут отражать внутреннюю сущность Объекта, а могут и не отражать.Для познания сущности Объекта Субъект использует инструменты познания - логические или технологические.Явления имеют определенную причинно-следственную связь. Изучение причинно-следственных связей того или иного явления в той или иной степени обнаруживают сущность Объекта.

Следовательно, образ Объекта в голове Субъекта зависит не только от Объекта, но и от способностей самого Субъекта представлять Объект. Свои способности отображать образы Объекта Субъект реализует в форме Гипотез, Теорий,то есть научных книг. Совокупность гипотез и теорий, отражающие образ того или иного Объекта, некоторые философы называют Предметом познания.

Для познания Объекта Субъекту необходимо изучать Предмет, то есть учебники, различные гипотезы, теории. Предмет становится Объектом или "вещью в себе".Построение субъектом образов объекта философия называет опредмечиванием Объекта. Поскольку люди свои знания стремятся использовать для практических нужд, им необходимо чтобы Предмет познания соответствовал Объекту. Действие Субъекта, направленное на то, чтобы Предмет познания соответствовал Объекту,называют

Распредмечиванием. Критерием Истины, или тождества Предмета познания (образов объекта) с самим Объектом является практика - успех человеческой деятельности, когда Объект перестает быть непознанной