Познание - тема для школьного сочинения

Страницы работы

Содержание работы

ПОЗНАНИЕ - ТЕМА ДЛЯ ШКОЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ.

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОЗНАНИЯ: ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ЗНАНИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ) ОПРЕДМЕЧИ ВАНИЕ, РАПСПРЕДМЕЧИВАНИЕ.

Для людей мыслящих тема познания приобрела весьма острую акту альность. Очевидно, что причиной возросшего интереса к этому воп росу является крушение так называемой мировой системы социализма и углубление социально-экономического и духовного кризиса современ ного общества. Учебники философии познание трактуют как "процесс приобретения знаний". Это - процесс отражения действительности и ее объяснение. Объектом познания может выступать все существующее

- мир в целом, общество и сам человек. Источником и способом познания являются человеческие чувства, разум и интуиция.

Чувственное познание - исходный пункт освоения действительности и начальная форма познания. Все наши образы, представления и понятия формируются на основе чувственного отражения,объектом которого выступает эмпирический мир вещей, процессов и явлений. Однако чувства наши очень часто нас обманывают. К тому же у каждого человека они могут быть разными. В плане сугубо биологическом органы чувств у человека развиты гораздо хуже, чем у животных (зрение,слух,ося зание,обоняние).Поэтому, если бы знания человека основывались лишь на чувствах, то информация о мире у человека была бы гораздо сла бее, чем у животных.

В отличие от животных,человек обладает рассудком и разумом, на которых основано рациональное познание. На этом уровне мы имеем дело с понятийными отражениями, абстракциями, теоретическим мышлением.

Познавательный процесс осуществляется не только в  той форме, в которой он существует в мыслях отдельного человека, а главным об разом в виде общего общего социально-исторического процесса развития знания. Индивидуальное познание человека обусловлено и опосредовано социальным познанием, всемирно-историческим процессом раз вития знания.

Но чувственное и рациональное познание не находятся в непримиримом противоречии, они не орицают, а диалектически дополняют друг друга

При этом следует иметь в виду, что нужды и потребности человека выступают одной из главных движущих сил развития познания, а общественно-историческая практика людей служит важнейшим критерием его истинности, а также основой и главной целью познания.

В своем диалектическом единстве чувственное и рациональное познание способно довольно глубоко проникнуть в мир объективной истины.

Однако ни чувствам, ни разуму не следует особо обольщаться своими возможностями и способностями в претензиях на познание и объяснение мира и человека. Процесс познания бесконечен, ибо мир беспределен и разнокачественен как на макро-, так и на микроуровнях, он постоянно изменяется и развивается. Истина и заблуждение неразрывно связаны в едином процессе развивающегося знания. Поэтому в самом характере познания заложена определенная доля здорового гноселогического скептицизма.

В следствии незаконченности познания в каждый конкретный период его развития остается некоторая "вещь в себе", сфера непознанного.

Осознание того факта,что бытие (мир, общество и сам человек) всегда содержит в себе некий иррациональный "остаток", должно всегда предостерегать нас от чрезмерного оптимизма в вопросе о возможностях человеческого познания, а тем более от мышления в категориях абсолютных истин.

В 19 веке в философии начинает складываться течение иррационализ ма: А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше,Э.Гартман, А.Бергсон и др.

Это направление имеет множество проявлений. Одни авторы выделяют особую роль интуиции в познании, другие - инстинкта, третьи - воли, четвертые - мистического озарения и т.д. Но все они подчеркивают важную роль в жизни общества и познании иррационального фактора. Критика рационализма усилилась в последнее время в связи с тем,что стала совершенно очевидной гноселогическая ограниченность человеческого разума и иррациональные последствия "рациональной"

деятельности человека. Экологические проблемы, войны, экономические и духовные кризисы, постоянно возникающие то в одних, то в других странах и регионах.

С другой стороны, отрицая всякую позитивную роль рационального познания представители иррационализма, особенно  постмодернизма, проповедуют конценпцию беспредельного иррационализма и интеллектуального анархизма. Поэтому следует особо подчеркнуть необходимость учета в познании диалектического единства рационального и иррационального моментов.

Так о теории познания трактует учебник философии под редакцией профессора В.Н. Лавриненко.(1)

В курсе лекций философии А.А.Радугина (2) мы можем узнать о том, как в разное время-от античности до наших дней- различные философы решали данный вопрос. Например, Демокрит, древнегреческий философ, автор атомической теории мироздания, познание мира истолковывал на основе принципа "истечения". Процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств. Это воздействие проявляется в форме истечения с поверхности всех вещей копий - мельчайших образов этих вещей. Демокрит не видел связи чувственного уровня познания с рациональным рассужде нием, резко отделял и противопоставлял их друг другу.Истинное познание достигается только разумом,считал Демокрит. Он также считал, что ни одни вещи не возникают беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости. Поэтому Демокрита наши философы записали в сторонники крайнего детерминизма, переходящего в фатализм. Демокрит действительно был детерменистом,но не по этой причине. Автор атомической теории мироздания, полагал, что атомы, из которых состоит материальный мир, падают строго вертикально.Поэтому в существующем мире нет места для воли людей, а все имеет божественное предопределение. Демокрит жил в период 460-370 г.г.

до н.э.

Сократ - инициатор моральной философии. Жил 470 - 390 г.г. до н.э.

Философия - это есть способ познания добра и зла.Это познание Сократ осуществляет в процессе бесед. По форме метод Сократа - это беседы, диалоги. Исходя из фактов частной жизни, из конкретных явлений окружающей действительности он сравнивает отдельные моральные поступки, выделяет в них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить предшествующие их объяснению противоречивые моменты и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе вычленения каких-то существенных признаков. Платон, живший  427-347 г.г.

до н.э., метод добывания истины, используемый Сократом в своих диалогах, назвал диалектикой. Итак, диалектика - это метод в философии, представляющий собой сочетание анализа, то есть мысленного расчленения изучаемого объекта, обнаружение в отдельных элементах общих характерных черт, с затем мысленным единением, или синтезом элементов на основании обнаруженных общих характерных черт.

Похожие материалы

Информация о работе