Принятие информационных технологий в учебной среде. Вопросы социологического исследования. Факторы, способствующие принятию информационных технологий при обучении, страница 7

Исследование

Использование информационных технологий (IT) в высшем образовании имеет большой потенциал. За поразительно короткий период информационные технологии совершили переворот, университеты все больше и больше склонны обсуждать вопросы внедрения и разработки новых программ. Ноам (1995) и Тегранян (1996), ранее участвовавшие в этих разработках, спорили о том, что это отразится на традиционных структурах университета. Современные модели образования потребуют от студентов приобщения к университету, чтобы принять участие в процессе образования, в том, что некоторые называют «значения для контактных моделей».

Распространение IT системы, радикально изменит поток информации и т.о. устранят такие проблемы студентов, как необходимое присутствие самого студента, различные затруднения при выборе того или иного вуза (Ноам, 1995, Тегранян, 1996). Эта парадигма меняет подход к образованию – «в любое время, в любом месте» – и требует переоценки как обучения, так и преподавания (Браун и Дугвид, 1995), а также общей ситуации в университете (Деннинг, 1996; Эустис эт аль., 1998).  К тому же, новые конкуренты Университет Майкрософт и Университет МакГрау Хил, чьи имена у всех на слуху, приписывают себе роль главных поставщиков образования. При таких обстоятельствах появляется необходимость пересмотра роли преподавателей, заключения с ними субдоговора на выполнение таких обязанностей, как формирование учебной среды. (Челапа эт аль., 1997, Коплс, 1996, Янг, 1997)

«Предшествующий опыт следует уступить дорогу мощи цифровых технологий» - такие утверждения выражают общественное мнение, последовательно отраженное в современной образовательной литературе по многим дисциплинам (Тэйлор, 1998).

Уже много было написано о процессе внедрения технологий в область высшего образования, о возможных изменениях в педагогике и в учебной среде (Берг, 1997; Ботчер, 1997; Ботчер и Катрайт, 1997; Борн эт аль., 1997). Изучая работу тех, кто занимался внедрением технологий на ранних этапах, мы уже можем сделать предварительный обзор. Технологии сами по себе не формируют учебную среду, однако, могут быть использованы, чтобы ответить на нужды образования (Бурбулес, 1997; Чен, 1997; Дарс, 1994).

Заключение

Как показали интервью, инфраструктура web технологий позволяет применять новые модели обучения. Новаторы проводят эксперименты, как при поддержке государства, так и без нее. В соответствии с предоставленными докладами, стало ясно и то, что в скором будущем возможны коренные изменения, связанные с внедрением технологий. Всемирная сеть обеспечивает преподавателей средствами, позволяющими сформировать учебную среду, где центр внимания смещен к студенту, при этом, исключаются временные и пространственные барьеры. Преподаватели осознают, что необходима формальная поддержка, если это нововведение получило популярность в университете. Институтам необходимо пересмотреть функции финансовых структур, чтобы позволить свободные эксперименты и успешное внедрение технологий для дальнейшего развития и создания специальной учебной среды. А пока инновации востребованы, некоторые программы могут быть внедрены там, где поддержка и помощь минимальна.

Вопросы для обсуждения

1.  Каким образом технологии заменяют или вытесняют предшествующие виды общения (напр. общение в режиме on-line или же лицом к лицу)?

2.  Здесь описывается применение технологий в городе, в общественном университете. Какие другие возможности  и стимулы могут появится в частных институтах или университетах, расположенных вдали от крупных городов?

3.  В этой главе описываются эксперименты, проведенные при помощи технологий. Как могут обстоять дела у других преподавателей, не использующих современные технологии на занятиях?

4.  Как можно оценить и измерить воздействие первого знакомства с технологиями?