Принятие информационных технологий в учебной среде. Вопросы социологического исследования. Факторы, способствующие принятию информационных технологий при обучении, страница 2

Происхождение, условия и интерес к работе на компьютере – факторы, которые привели к стабильности, появилась возможность внедрения IT в область образования. 5 из 6 представителей составили историю вычислительной техники, что подготовило базу для использования более новых информационных технологий.

Когда в сфере образования возрастет количество новых обучающих программ, тогда появится возможность применять эти знания на практике. Основная цель, при этом, - это использование технологий в качестве главного инструмента преподавания. 1 из представителей сформированной группы сказал о себе, что все еще остается  плохим работником, но изо всех сил стремится использовать новые технологии на занятиях. Он  работал с Интернет-технологиями, а в последствие продолжил свои эксперименты в 3-х формах: занятия в классах (лицом к лицу), интерактивное телевидение и преподавание в режиме on-line. Другой преподаватель, специализирующийся в области образовательных технологиях, отметила, что была вдохновлена презентацией ее коллег, где демонстрировалось использование источников Интернета при обучении. Эта демонстрация подогрела ее интерес и заставила поразмыслить о том, как IT смог бы помочь в работе учителя. Она поведала о своем эксперименте, начавшемся с создания простых лекций в интернате, которые сложились в достаточно полный курс в режиме on-line и который уже несколько раз предлагался.

Последовательно эта группа показала, что создание развитой технологически сильной базы для обучающихся, явилось одной из главных причин, приведшей к применению IT. Так как большинство студентов живут в пригороде и работают вне университета, то возможность «доступа» к обучающим курсам в любое время и в любом месте является большой выгодой для них. Откликнувшись на нужды студентов, преподаватели разместили в интернете лекции, внутриклассовые  презентации и установили связь с дополнительными источниками. Эта программа также помогла студентам, которые не справляются с обязательной программой:

Преподаватель 5: У многих моих студентов не хватает определенных навыков. Они не знают, как писать лекции. Им нужна помощь, чтобы выделить, что было важным, что – нет, а ресурсы интернета могут в этом помочь.

Создание web-ресурсов позволило изменить одному из преподавателей структуру занятий, обогатить взаимодействие учителя – ученика.

Преподаватель 6: Я всегда хочу охватить весь материал. У нас всего 3 часа занятий в неделю. Я поняла, что я просто читаю лекцию, автоматически передаю знания. Зато сейчас я могу попросить прочитать эти материалы самим. А также могу провести занятия с большей пользой, нежели, когда просто читаю лекцию.

Суммируя выше сказанное, следует отметить, что факторы, которые позволили преподавателям применить технологии, являются логическим решением, способствующим удовлетворению нужд, как учителей, так и студентов.

Использование информационных технологий и вовлечение их в процесс обучения

Опыт преподавателей выявил необходимые изменения, которые должны быть учтены при усовершенствовании определенных технологий. Одна и та же технология с небольшими вариациями может дать разный эффект. Педагогика играет не менее важную роль, чем психология. Один из преподавателей, к примеру, сможет так организовать конференция в Вэбе, что студенты выступают в роли ведущих, а он в это время наблюдает все нарастающую волну активности среди студентов. Другой преподаватель, самостоятельно организовавший конференцию в Вэбе, наблюдает, что общение между студентами происходит как на занятиях в классе. В этот раздел включены статьи по использованию индивидуальных технологий, которые уже были освоены преподавателями, а так же их наблюдения по поводу влияния IT на преподавание.

Электронная почта и другие виды асинхронной передачи данных

Как было установлено компанией Кампус Копьютинг Протект (Грин, 1998), электронная почта остается популярным средством общения в кампусах (при колледжах), а также вспомогательным средствам передачи информации для преподавателей. Также наблюдается продолжительный рост количества колледжей, использующих e-mail. Данные роста следующие: 54% использовалось в 1999 г.,  44% - в 1998 г., 33% в 1997 г., 25% в 1996 г., и только 8% в 1994 г. Электронная почта может быть использована как посредник при общении между преподавателем и студентом относительно вопросов, касающихся изучаемого курса.