Принятие информационных технологий в учебной среде. Вопросы социологического исследования. Факторы, способствующие принятию информационных технологий при обучении, страница 3

Между занятиями 1 преподаватель использовал асинхронную связь, чтобы дать студентам необходимые материалы на обсуждение и формировал основу для беседы на следующий урок.   Это средство послужило дополнительным стимулом в учебе.  Другие использовали e-mail, чтобы вызвать общение, где его не было или же изменить культуру общения между учителем и учеником:

Преподаватель 5: Для студентов, живущих в пригороде это, прежде всего связь с преподавателями. Я могу вести занятия семестрами, и, при этом, не видеть студентов. Электронные технологии устанавливают мосты общения, что очень важно.

Преподаватель 6:  Намного легче оставаться на связи со студентами, т.к. мы используем гипергруппы on-line. Они знают, что со мной легко связаться, а мне с ними. Я думаю, так лучше стало понимать студентов.

Другой преподаватель намеренно использовал асинхронную передачу данных, чтобы увеличить число студентов, работающих с современными технологиями и т.о. приобрести навыки электронного общения.

Преподаватель 2: Я счел необходимым способствовать и фактически потребовать от студентов использовать такие технологии как e-mail … рассылал по электронной почте какие-то документы. Я поддерживал, поощряя, требовал от них, чтобы они хоть как-то использовали эти технологии. Любой студент, у которого я провожу занятия так или иначе, должен прибегать к помощи электронной почты.

Одному из преподавателей, ведущему Айтиви курсы (интерактивные телевизионные курсы) использовал эти технологии, чтобы преодолеть  недостаток общения. Обычно на этих занятиях студентам, живущим в отдаленности, транслируются лекции.  Они смотрят их по специально отведенному каналу, или же через библиотеку. После того, как они стали использовать e-mail, было предложено ввести систему проверки.  Это позволило изменить курс и улучшить связь с преподавателями. 

Преподаватель 5: Все же этот курс остается «почтовым». Необходимо соблюдать осторожность, оставаться на академическом уровне. Мы можем добиться этого только используя интерактивное общение.

Другой преподаватель, чьи студенты слушали записанные на пленку курсы, сделал обязательным для учеников использовать электронную связь.

Преподаватель 2: Мои студенты (студенты курса Айтиви) общались только посредством электронной почты. Им передавались задания через сеть, задавались вопросы. Т.о. эта группа преподавателей поддержала использование новых технологий среди студентов, улучшила качество общения на занятиях и способствовала использованию электронной почты.

Увеличения средств связи и использование технологий требует увеличения затрат времени

С одной стороны электронные средства связи играют большую роль в нашей жизни, с другой стороны, с каждым разом приходится тратить на них все больше времени; следить, подде6рживать, отвечать на исходящие и входящие сообщения:

Преподаватель 3: Мои коллеги даже и не догадываются о том, что у меня больше времени уходит на чтение и ответы приходящей корреспонденции, чем просто на чтение лекций. Роунтри (1995) считает одним из самых негативных эффектов «перегрузку преподавателя». Некоторые вопросы о потере личного времени были обсуждены:

Преподаватель 6: Как от студента, так и от преподавателя требуется большие затраты времени. Тебе нужно точно обозначить время появления в сети, поэтому в большинстве случаев, появляется чувство, что ты живешь в киберпространстве.

Другой преподаватель заявил, что один из способов сэкономить свое время – это удержаться от ответа на каждое присланное сообщение. 

Преподаватель 6: Я много нахожусь в сети. И всегда говорю студентам, что не собираюсь отвечать на каждое посланное сообщение. Но они все равно ждут. И если вы им ответите, то они будут ждать еще больше.

Однако технологии конференц-связи имеют неплохое будущее, которое отразится на качестве обучения и преподавания. Они позволят студентам  делиться мнениями с другими студентами и преподавателями. Традиционное общение между учителем и учеником, в большинстве случаев, только позволяет преподавателю понять процесс восприятия информации. Но когда студенты сами свободно владеют информацией, то это способствует более интересному и плодотворному общению (Коплс, 1996). Липперт (1997) назвал такие случаи формированием т.н. студенческой агоры или студенческого места встреч.