Проведение модернизации колёсно-роликового цеха, страница 12

         Расчёт экономического эффекта инноваций проводится с обязательным использованием приведения разновременных затрат и результатов к единому моменту времени – расчетному году. Приведение разновременных затрат, результатов и эффектов к расчетному году называется дисконтированием. Норма дисконта (Е)  показывает норму доходности инвестируемых средств.

         Приведение затрат и результатов к начальному моменту времени (расчетному году) осуществляется путем умножения их коэффициента приведения (αt).

(αt). =,

где Е – норма дисконта, постоянная для данного временного интервала;

                 tp - расчётный год,  tp=0;

                      t год, затраты и результаты которого приводится к расчетному году.

         Норма дисконта (Е) должна соответствовать  приемлемой для интервала норме дохода на капитал. Для этих целей определяется цена авансированного капитала и результаты инвестиционной деятельности инвестора за предшествующий период, на основании которых устанавливаются норма дисконта (Е). С учётом инфляции и риска следует применять  Е= -0,1.

αt =.

Для оценки общей экономической эффективности инноваций на железнодорожном транспорте используется система интегральных показателей:

- чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегрированный эффект;

- индекс доходности (ИД);

- внутренняя норма доходности (ВНД);

- срок окупаемости (Тoк).

1). ЧДД  при постоянной норме дисконта Е определяется по формуле:

Э инт = ЧДД =,

где Эt- эффект, достигаемый на   t-ом шаге:

Эt=Pt-Зt;

Pt- результат на шаге t;

Зt-затраты (единовременные и текущие) на шаге Т;

αt- коэффициент дисконтирования:

αt =;

Е- норма дисконта.

Норма дисконта (Е) применяется:

-социальная (общественная);

- коммерческая.

Социальная норма дисконта устанавливается государством  в соответствии с прогнозами экономического и социального развития отрасли. Коммерческая норма дисконта соответствует банковскому депозитному проценту. При использовании заемных средств Е   должна быть не ниже процентной ставки, определяемой условиями процентных выплат и погашений по займам. Если используются собственные, привлечённые и заемные средства, Е определяется как средневзвешенная величина плат за пользование капиталом.

На практике пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД:

ЧДД =,

 где К – единовременные затраты:

К= ;

- текущие затраты;

t, T – соответственно начальный и конечный год осуществления инновационных мероприятий, t=0.

Если ЧДД > 0, то инновационное мероприятие эффективно.

2). Индекс доходности (ИД)  - это отношение суммы приведенных эффектов к величине капитальных вложений:

ИД= ;

 Если ИД  >1, то инновационное мероприятие эффективно.

ИД  отражает норму рентабельности инвестируемого в инновацию капитала и рассчитывается при выборе одного из альтернативных вариантов, имеющих, примерно, одинаковые значения ЧДД.  Предпочтение отдается варианту, имеющему наибольшее значение ИД.

3). ВНД- это норма дисконта Евн,  при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капитальным вложением. ВНД  (Евн)  определяется из выражения:

,

Если ВНД≥Е,  то нововведение в данный проект оправдано.

4). Тo-  это минимальный период времени, за пределами которого интегральный эффект становится неотрицательным, то есть, начиная с которого все затраты, связанные с инновацией покрываются суммарными результатами его осуществления.

    Для определения  Тo  используют формулу:

.

В основном на железнодорожном транспорте используются два показателя: ЧДД и Тoк.

 Срок окупаемости единовременных вложений в инновации может быть определен графически, зависимость ЧДД=f(Т)  представляет собой распределение значений ЧДД  по годам расчетного периода. Точка пересечения графика с осью абсцисс (годы) отражает момент времени, по истечении которого прибыль от реализации инноваций перекрывает единовременные затраты и мероприятие начинает приносить чистую прибыль, что и является сроком окупаемости.

3.3. Основные финансово-экономические показатели проекта.

Расчет экономической эффективности дооснащения базового

вагонного депо Бологое  Октябрьской железной дороги выполнен в постоянных ценах, горизонт исследования проекта - 10 лет.

Расчет экономической эффективности дооснащения базового вагонного депо Бологое выполнен с помощью программного продукта “АЛЬТ-Инвест”4.0 на основании исходных данных вагонного  депо Бологое, соответствует требованиям ОАО РЖД по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Сам расчёт с помощью программного продукта “АЛЬТ-Инвест”4.0 представлен в приложении А.

Основные финансово-экономические показатели проекта:

Простой срок окупаемости (Тoк) –  4,3 года;

Дисконтированный срок окупаемости –  5,4 лет;

Горизонт исследования проекта – 10 лет;

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) –   33569 тыс. руб.;

Внутренняя норма доходности (ВНД) –  25 %;

Принятый в расчете индекс дисконтирования (Е) –  10  %;

Объем инвестиций  – 29982 тыс. руб.

Эффект от осуществления проекта, пересчитанный на момент начала инвестиций, с использованием ставки дисконтирования 15 за 10 лет (срок жизни проекта) равен   33569 тыс. руб.

Выручка от реализации проекта составит  214 732 тыс. руб.

Текущие затраты составят   101 520 тыс. руб.

Чистая прибыль  составит 81 476 тыс. руб., что говорит о высокой эффективности данного проекта.

Анализ чувствительности проекта показывает, что при уменьшении ставки сравнения (дисконта) ценность будущих денежных поступлений от проекта, приведенная к настоящему времени, увеличится, а при росте ставки сравнения уменьшится.

Сумма дисконтированных доходов федерального бюджета составит 

19 771  тыс. руб.

Сумма дисконтированных доходов территориального бюджета составит 15 665   тыс. руб.

     

4. Охрана труда.

4.1. Техники безопасности при неразрушающем контроле.