Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, страница 8

МетоДологическая осњовшработы. Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Она складывается в результате анализа собранного научного материала и представляет собой систему базисных знаний, отталкиваясь от которых дипломник ведет свое частное, конкретное исследование . Обычно в основу таких знаний входят научные теории, концепции, изложенные в фундаментальных работах. Необходимо указать эти теории и их авторов, назвать труды, на основные положения которых студент опирается в своей работе, т.е. в эту часть введения входит обзор основной научной литературы. Методологию не следует путать с методикой, которая представляет собой систему приемов и операций практического и теоретического освоения материала.

Теоретическая и практическая значимость работы. Поставленная в работе цель в конечном счете должна привести к получению значимых для практической деятельности результатов. Не важно, кто воспользуется плодами студенческого труда: журналисты-практики, исследователи журналистики, работники других сфер деятельности, которые связаны со средствами массовой информации. Главное, чтобы работа оказалась нужной в практической журналистике или в ее изучении. Дипломник должен представлять этого потенциального «потребителя», тогда и ход исследования и результаты его будут четко продуманы и ясно сформулированы, а рекомендации будут носить не формальный, а конкретный характер.

21

•  доказательство необходимости формулирования рабочих названий, определений, если таковые необходимы для исследования или понимания сути проблемы;

•  демонстрация знаний реальных проблем действительности и того места, которое занимают СМИ в их разрешении;

•  систематизация журналистского опыта в изучаемой области.

Каждый параграф теоретической части завершается констатирующим обобщением, каждая глава - итоговым выводом. Логикой своей мысли студент должен вести читателя по лабиринту хода ее изложения, подготавливать к следующему повороту размышления. В этом «путешествии» выводы — обязательный итог определенного участка пути и ступень к следующему этапу.

Структура выпускной квалификационной работы. Данная часть введения кажется, на первый взгляд, лишней. Но это не совсем так. Ясность поставленной цели, четкость сформулированных задач и представление того, к кому, в конечном счете, обращена работа, заставляют изложить кратко, в виде названий глав и параграфов, последовательность хода мысли и анализа фактического материала в дипломе. А в творческой работе — логику появления тех или иных публикаций (передач). Представление структуры создает у читающего квалификационную работу представление принципиального хода всей работы, что во многом облегчает ее восприятие и создаст благоприятные условия для ее верного понимания.

Изложение всех перечисленных составляющих введения занимает обычно 3-4 страницы всего текста. Желательно выделение жирным шрифтом названия частей (актуальность, цель, задачи ... и т.д.) во введении так,  как это сделали мы в данном пособии.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть делится на теоретическую и практическую, каждая из них — на главы, а главы — на параграфы,

Теоретическая часть исслеДоватедьского и творческого Дипломов

Теоретическая часть обоих видов дипломов — это:

•  системное изложение результатов анализа научной литературы;

•  обоснование предпочтения тех или иных точек зрения;

22

Теоретическая часть завершается общим выводом, который в целом суммирует микровыводы, следовавшие по тексту. Сведенные воедино, они должны подытожить рассуждения дипломника и обосновать ход дальнейшего движения в творческой части. Желательно, чтобы итоговые предложения не повторяли по форме микровыводы, высказанные ранее, необходимо найти новые выражения тех же мыслей. Это придаст работе более яркий характер, продемонстрирует свободное владением словом. Ведь, в конечном счете, выпускник получает квалификацию «Журналист. , основным рабочим инструментом которого является - речь.