Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, страница 6

В творческой работе хорошая изученность проблемы, по которой создаются выпускником материалы для публикаций, позволит обозначить нетривиальные подходы к написанию текста, использовать журналистские находки мастеров пера (и эфира), избежать ошибок других журналистов, найти свой собственный путь к освещению проблемы.

Следует обратить внимание на тщательность работы с научной литературой и фактическим материалом. По мере знакомства с каждым источником студент должен точно выписать все. выходные данные издания (см. Приложение 10). Эти сведения пригодятся для оформления списка литературы. Ведь литература нужна не только для цитирования, но и для того, чтобы выработать собственную точку зрения. Заранее изучите правила описания источника информации и кажДый раз неукоснительно соблюДайте их. Может случиться так, что больше не удастся вернуться к этому изданию, а выходные данные либо будут неверно указаны, либо будут совсем отсутствовать.

Следует не только фиксировать выходные данные, но и выписывать цитаты из источника с точным указанием страницы цитируемого фрагмента. Цитата должна содержать квинтэссенцию мнения, суть рассуждения, особенность точки зрения, ведь на этапе изложения суммы полученных знаний из научной литературы, необходимо будет «скрестить» чужие точки зрения, передать их дословно, и здесь подобные записи будут незаменимы.

По мере сбора материала и в процессе формирования собственной точки зрения на предмет исследования дипломнику необходимо постоянно контактировать с научным руководителем. Его консультации уберегут от ложных шагов, отвлечения от основной темы, слишком глубокого изучения частного вопроса, направят в сторону неизученных проблем, подкорректируют методо16

логию исследования и направление творческих работ. Ведь в дипломном сочинении, как правило, используется не весь собранный материал, а лишь основная, прин- ципиальная чаёть его. Если собрано мало фактического и научного материала, то трудно определить степень важности каждого из них. Отсюда — неверный подход к исследуемой теме. Научный руководитель обязательно укажет студенту на этот недочет.

На данном этапе работы необходимы такие методы исследования, как сравнение, сопоставление, анализ.

Большая доля сказанного нами имела отношение к теоретической части обоих видов работ. Вместе с тем основные операции (сбор, сопоставление материала) имеют отношение и к практической части исследовательской работы. По мере выработки основной концепции исследования уточняется и принцип отбора и систематизации фактического материала. Постепенно складываются группы материалов, подтверждающих предварительное представление об особенностях практической журналистики. Таким образом, начинает структурироваться материал для исследования. Желательно выписывать примеры на карточки с указанием точных выходных данных. Если же материал большой и необходим для работы целиком, то на карточку можно заносить указание той группы, к которой тяготеет данный материал, итоговое мнение по данному материалу. Это облегчит в будущем классификацию изученных текстов. На карточку может быть занесено впечатление от просмотренной или услышанной передачи с точным указанием радио- или телевизионного канала и времени выхода передачи в эфир. Такая подготовительная работа приведет в порядок не только большое число просмотренных текстов и передач, логику их исследования, но и позволит уточнить собственную концепцию всей работы.

17

Этап подготовительной работы должен завершиться формулиров{нием основной идеи диплома, т.е. основной концепции. Если студент в состоянии это сделать, то ему следует приступать к написанию дипломного сочинения. Ведь процесс создания текста работы — это процесс логически последовательного изложения полученных результатов и выводов. Если же студент не в состоянии четко сформулировать свою позицию, то это первый признак недоработки, и подготовительный этап следует продолжить, добирая материалы либо для практической либо для теоретической части. Выводы дипломника должны базироваться на собственном изучении журналистских текстов, радио- и телепередач. В противном случае практическая часть диплома будет лишь иллюстрировать теоретические положения.