Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, страница 3

Выбор темы (и вида) дипломного сочинения диктуется ее актуальностью, профессиональными интересами студента, возможностями осуществления проекта в рамках Института и возможностями СМИ.

8

22.1. Научно-исследовательская работа

Данный вид дипломного сочинения представляет собой исследование в области теории и истории отечественных и зарубежных средств массовой информации, их взаимодействия с различными социальными институтами, обобщенный практический опыт работы редакции, отдела редакции и отдельного журналиста, исследование в области журналистского мастерства.

В исследовательском сочинении студент должен систематизировать научные знания по предмету исследования, дать свою оценку глубине этих знаний, их соответствию современному состоянию СМИ. Умение объективно оценить степень изученности проблемы важное условие выработки собственной концепции при исследовании практического материала. Безусловно, от студента-выпускника не ждут открытий глобального масштаба, но свой собственный шаг в исследовании деятельности СМИ он должен сделать. По наличию самостоятельных выводов можно судить о том, состоялась ли дипломная работа.

При написании данного вида работы очень важно очертить границы исследования. Для этого нужно ясно определить объект и предмет изучения. В качестве объекта выступает деятельность СМИ, в качестве предмета — узкая область этой деятельности. Другими словами, та сторона деятельности СМИ, которую будет анализировать дипломник (психология, экономика, этика, эстетика и т.д.) и представляет предмет изучения. Следует обратить особое внимание на то, что объем изучаемого материала определяет уровень полученных результатов. Если материал очень обширен, то выпускнику трудно выявить закономерности, он «тонет» в материале. Если материал

9

слишком узок и неубедителен, то выводы, как правило, поверхностны, а иногда и ошибочны.

Важно также точно сформулировать цель и поставить задачи. Это позволит собрать необходимые научные знавия, их систематизировать, выбрать методику анализа практического материала и получить конкретные выводы. Желательно, чтобы выводы привели к выработке практических рекомендаций в соответствующей облаОбязательное качество данного вида работы — это исторический принцип анализа и системный подход к исследуемому материалу, т.е. изучение явления в его развитии, в свете современных воззрений на данный предмет, в свете перспективности его существования в будущем, во взаимоотношении с другими явлениями системы .

Темы исследовательских дипломов могут быть предложены кафедрой, на которой специализировался студент. Они могут носить как общетеоретический, так и прикладной характер. Выпускник может предложить и свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки. Как правило, кафедра приветствует активность студента, так как это свидетельствует о его профессиональной увлеченности.

Следует учесть; какой бы общетеоретической тема диплома ни была, результаты выпускного исследования должны иметь практическую значимость, поскольку студент должен показать свою готовность после окончания вуза прийти в практическую журналистику. Практическая значимость состоит в использовании результатов исследования не только журналистами-практиками, но и учеными-теоретиками, преподавателями. Общетеоретическая тема не предполагает отвлеченного разглагольствования.

10

Следует предостеречь дипломника - тема определяет рамки работы. Она не должна быть очень глобальной по цели и слишком обширной по материалу. Как говорят, она должна быть по силам студенту-выпускнику. Сориентироваться в этом поможет научный руководитель или заведующий кафедрой.

2.22. Творческая работа