Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, страница 7

2.32. Этап изложения полученных результатов

1. Структура выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификациоцная работа относится К

научным исследованиям, поэтому должна соответствовать требованиям, предъявляемым к такому типу работ.

Каждый раздел ее несет строго определенную нагрузку. Последовательность частей, глав и параграфов строго определена. Нарушение этой структуры возможно в ключитедьных рдучаях и обязательно должно быть аргументировано дипломником.

Независимо от типа работы, она состоит из введения, основной части и заключения.

18

ВВЕДЕНИЕ

Обязательно содержит следующие положения в такой последовательности: актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, хронологические рамки исследования, методологическая основа работы, теоретическая и практическая значимость, структура работы. Если есть, то апробация. (Как правило, апробация — это доклад на студенческой научно-практической конферен-

ции, публикация по этой теме тезисов в сборниках студенческих выступлений, публикация статей в научных изданиях.)

Актуальность определяется необходимостью исследовать ту сферу развития СМИ, которая нова, непонятна, а ее изучение систематизирует знание студентов, преподавателей, журналистов-практиков и поможет им в оптимальном решении их задач. Поэтому работа включает в себя определенную степень новизны. Эту новизну нужно объяснить и обосновать. Студент обращает внимание на важность своего научного исследования или важность появления цикла публикаций, радио- и телепередач.

Цель работы. Целью дипломного сочинения являет-

ся полное и системное изучение той проблемы, которая выражена в формулировке названия работы.

ЗаДачи работы. Цель — это стратегия работы, задачи — это тактические этапы, которые должны быть преодолены, чтобы достичь цели. Отсюда связь задач с названиями глав, в которых эти задачи решаются. Как правило, диплом включает решение нескольких задач, одна из которых — выработка рекомендаций для практических работников: журналистов, руководителей редакций, рекламных агентов, работников отделов по связям с общественностью, работников пресс-служб, препода-

19

вателей факультетов журналистики и т.д. Эти рекомендации определят теоретическую и практическую значимость работы .

Объект и преДмет исслеДования. При написании дипломной работы очень важно очертить ее границы. Выбранная тема, сформулированная цель определяют Обь, ект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования выступает деятельность СМИ, в качестве предмета — узкая область этой деятельности. Объект всегда шире предмета.

Например, тема дипломного сочинения: «Просветительские программы на Приморском телевидении». Объект исследования — деятельность Приморского телевидения. Предмет исследования просветительские программы.

Например, тема дипломного сочинения: «Критика авангардной литературы в современной печати». Объект исследования — литературная критика. Предмет исследования — газетные и журнальные публикации, в которых анализируется авангардная литература.

Хронологические рамки исслеаования. Нужно указать временные рамки используемого материала, так как они определяют степень эволюции явления, с одной стороны, и качество получаемых выводов - с другой. Эта необходимо прежде всего самому дипломнику для точности постановки задач и их решения, для получения объективных результатов. На это обращает внимание и рецензент, оценивая труд выпускника. Следует избегать слишком больших временных периодов для исследования, так как можно «утонуть» в обилии материала и не увидеть закономерностей. Но и узость временных рамок свидетельство поверхностности работы, неточности выводов и относительности рекомендаций. Самый оптимальный период — развитие явления от начала до появле20

ния сложившихся его характеристик, от одного состояния явления до преобразования в другое, такой период эволюции, когда одни характеристики явления заменяются другими. У таких рамок есть обоснование, у такого исследования — весомая причина.