Обследование детей при хирургической патологии, страница 6

При обследовании органов дыхания осмотр позволяет определить форму грудной клетки, симметричность, выпячивание или западение одной из поло­вин. Выявить нарушения фонации (охриплость, афонию), изменение частоты дыхания - тахипноэ, брадипноэ, его ритма, глубины. При наличии затруднения фаз дыхания с изменением соотношения продолжительности вдоха и выдоха устанавливают тип одышки - инспираторный, экспираторный, смешанный. Определяют участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания (у новорожденных - ригидность и раздувание крыльев носа), наличие патологических типов дыхания - Куссмауля, Чейн-Стокса, Биота. Характеризуют носовое ды­хание (свободное, сопящее, храпящее, стридорозное, стонущее). Отмечают симметричность участия грудной клетки в акте дыхания. При откашливании мокроты дается описание внешнего вида (цвет, консистенция, объем, запах, вид примесей - гной, кровь).

Пальпация грудной клетки позволяет обнаружить сглаженность или вы­бухание, расширение или сужение межреберных промежутков, подкожную крепитацию, изменение голосового дрожания, локальную болезненность. Пер­куторный легочный звук характеризуют по М.В. Яновскому. Над воздушным участком легкого ясный или громкий, звонкий или высокий и продолжитель­ный звук. Над безвоздушным - неясный (тихий), глухой или низкий и короткий звук. Отмечают оттенки - коробочный, металлический, тимпанический. Край­няя степень укорочения и снижения интенсивности звука обозначается как аб­солютная, «бедренная» тупость. Определяют границы легочных полей, под­вижность нижнего легочного края, наличие объемного образования, его грани­цы, размеры.

Аускультация позволяет охарактеризовать тип дыхательных шумов - ве­зикулярное, бронхиальное, усиленное везикулярное (жесткое), пуэрильное у новорожденных дыхание. Выявить бронхофонию, кашель (сухой, влажный, грубый, конвульсивный, болезненный). Также возможно обнаружение патоло­гических шумов - трения плевры, перистальтических. При выслушивании хри­пов определяется их тип - сухие, влажные, крепитирующие, проводные.

Обследование органов кровообращения. При осмотре описывают сердеч­ный и верхушечный толчок, наличие видимой пульсации яремных вен, «пляску каротид». Выявляют расширение вен передней брюшной стенки, варикозное расширение геморроидальных вен, флебит подкожных вен (болезненный, плот­ный тяж с линейной гиперемией кожи в проекции вены).

Пальпаторно исследуют капиллярный пульс (проба Гведела), артериаль­ный - частота и ее соответствие возрасту, температуре тела, эмоциональному состоянию больного, напряжение, наполнение, величина, форма, ритмичность и наличие дефицита пульса. Определяют топографию верхушечного и сердечного толчка.

При перкуссии выявляют границы относительной и абсолютной сердеч­ной тупости, размеры сердца, наличие и направление смещения границ сердеч­ной тупости при синдроме внутригрудного напряжения.

Аускультация с использованием тензометрических приборов позволяет определить величину артериального давления. При исследовании тонов сердца отмечают усиление (акцент) или ослабление. Характеризуют сердечные шумы - функциональные, органические (громкие, хорошо проводимые за пределы перкуторных границ сердца, не зависящие от фаз дыхания, постоянные, сохра­няющиеся при изменении положения тела ребенка). Исследуют эпицентр и на­правление наиболее четкого проведения шума, соотношение с фазами сердеч­ного цикла (систолический, пресистолический, диастол и ческий шум). Оцени­вают силу, тембр и продолжительность шума. Возможно выявление шума тре­ния перикарда.

Живот. Промежность. Результаты обследования включают описание функционального состояния, обнаруженных признаков (симптомов) патологи­ческого процесса в брюшной стенке, органах брюшной полости, забрюшинного пространства, наружных половых органах и промежности.

При опросе выясняют характеристику аппетита и наличие его нарушений (снижен, отсутствует, повышен), вкусовые ощущения, наличие жажди. Уточ­няют сравнительный объем (больше или меньше обычного) принятой ча период болезни жидкости. У детей достаточно сложно выяснить наличие таких сим­птомов как изжога, боль за грудиной и их связь с приемом пищи, дисфагия, ру-минация (пищеводная рвота или жвачка), отрыжка. Наличие в первые часы жизни пенистого постоянного отделяемого изо рта и носа у новорожденного -один из признаков атрезии пищевода.

При выявлении тошноты, срыгивания или рвоты уточняются характери­стики симптома - частота, объем, внешний вид, цвет, запах содержимого, нали­чие патологических примесей желчи, крови, наличие или отсутствие связи с приемом пищи (кормлением). По виду различают желудочное содержимое рвотных масс, съеденную накануне пищу, застойное желудочное (зеленого цве­та) или кишечное (различные оттенки коричневатого цвета) содержимое. Запах определяют как кислый, фекальный.

Характеристика рвотных масс с фекальным запахом как капо­вой рвоты ошибочна, так как физиологически невозможно рет­роградное перемещение содержимого прямой кишки в желудок.

Описание стула содержит такие признаки как частота в течение суток, ре­гулярность, наличие или отсутствие болезненности при дефекации, вид содер­жимого - цвет, консистенция, запах каловых масс, наличие патологических примесей крови, слизи, гноевидного отделяемого. При примеси крови дается

описание соотношения с каловыми массами - мелена, наличие слизи и крови при отсутствии кала, а также уточняется момент появления крови в каповых массах — до вовремя или после акта дефекации. В описании консистенции кала следует использовать такие характеристики, как плотный, мягкий, жидкий.

Избегать традиционного сравнения консистенции экскрементов с видом пищи, например - кашицеобразный, типа «малинового желе», «рисового отвара» и т. п. стул.