Обследование детей при хирургической патологии, страница 4

Клиническое значение. Анализ данных субъективного обследования по­зволит с учетом возрастных, половых анатомо-физиологических особенностей, оценки физического, социально-психического развития больного ребенка пред­положительно определить анатомическую область локализации, тип хирурги­ческого патологического процесса (воспалительный, травматический, диспла-стический и т.п.). Исходя из диагностической версии, формируется программа объективного обследования больного, определяющая приемы выявления спе­цифических, патогномоничных или характерных симптомов хирургического заболевания.

Особенности субъективного обследования детей раннего и младшего возраста:

>   трудность или невозможность речевого и психоэмоционального кон­такта;

>   необходимость анализа субъективной, а нередко и недостаточно дос­товерной, неполной диагностической информации.

Объективное обследование

Объективное исследование настоящего состояния (Status praesens ob­jectives). Одни и те же органы - составные элементы различных функциональ­ных систем. Чтобы избежать повторений, в тексте истории болезни приводится описание результатов обследования по функциональным системам и анатоми­ческим областям. При этом последовательно излагаются выявленные признаки (симптомы) функциональных и морфологических нарушений по результатам осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации. Методики физикального обсле­дования применяются с учетом топографической анатомии, структуры и функ­ционального предназначения исследуемого органа, системы, анатомической полости.

Состояние ребенка оценивается как удовлетворительное при наличии признаков хирургического заболевания, симптомов компенсаторного повыше­ния функций органов, систем в пределах функциональных резервов и при со­хранении их участия в процессах жизнеобеспечения. Состояние средней тя­жести устанавливается у больных при выявлении нарушения функций непри-оритарных (желудочно-кишечный тракт, почки, печень) органов, снижении их участия в процессах жизнеобеспечения вследствие настоящего либо сопутст-вующегэ заболевания, фонового состояния. При этом выявляются признаки компенсаторного повышения функций приоритарных (сердце, легкие, головной мозг) органов и систем в пределах их функциональных резервов. Тяжелое со­стояние определяется наличием признаков выключения из процессов жизне­обеспечения организма одного из неприоритарных органов, отсутствием ком-пенсатоэных резервов в функциональных системах приоритарных органов и появлением компенсированных или субкомпенсированных метаболических из­менений. Выявление же симптомов генерализованного поражения гемодинами­ки, декомпенсированных метаболических нарушений соответствует оценке со­стояния как крайне тяжелого. Терминальное состояние и его фазы (преаго-нальная, агония, клиническая смерть) определяются признаками дискоордина-ции нейрогуморальной регуляции гомеостаза и полного несоответствия в обес­печении метаболических потребностей организма.

Не следует отождествлять оценки состояния и самочувствия больного, которое не всегда имеет прямую зависимость с нозо­логическим типом и прогностическим течением заболевания. Не ъмеет смысла оценка состояния больного как «компенсирован­ного», так как любое состояние больного не является ущербом, который может быть чем-либо возмещен.

Первоначальная оценка состояния при внешнем осмотре определяется признаками, характеризующими

>   сознание (ясное, сомноленция или церебральная депрессия, ступор, со­пор, кома);

>   поведение — активное или пассивное;

>   походку- свободную или щадящую с указанием характерных особенно­стей;

>   положение тела - свободное или вынужденное - вертикальное, сидя или лежа, симптом Русанова («ваньки-встаньки»).

Не следует допускать довольно распространенную ошибку, ис­пользуя при оценке положения тела понятие «пассивное», ха­рактеризующее поведение больного.

Продолжая внешний осмотр, обнажают тело ребенка полностью (одномо­ментно у новорожденных и детей грудного возраста). У детей старшего возрас­та следует позаботиться о надлежащих условиях, получить согласие подростка на присутствие родителя противоположного пола.

При осмотре покровных тканей (кожный покров и его деривата, види­мые слизистые оболочки губ и полости рта, подкожно-жировая клетчатка и пе­риферические регионарные лимфоузлы) и описании внешнего вида хаэактери-зуют:

>   цвет - розовый, бледный, бледно-серый, желтушный;

>   изменения окраски - наличие периорального, распространенногэ циано-

за, акроцианоза. Указывают локальность изме­нения окраски;

>   видимые следы повреждений - ссадина (эрозия), рана, рубец с описанием локашзации, формы, размеров или площади, цвета раневой поверхности;

>   при    наличии    раневого    отделяемого (кровь, газ, вид экссудата) характеризуют его цвет, консистенцию, запах;

>   определяют наличие инородного тела, объемного образования (врожденная срединная, боковая   киста  шеи,   внеполостная   оп;/холь   и т.п.), свища и дают их описание;

>   патологические изменения - опрелость,

мацерация, потница, трещина, расчесы. Пиодермапьные элементы - тустула, везикула, фликтена и т.п.;

усиление венозного рисунка, распространенность;

>   гиперкератоз, шелушение кожи;

>   пигментный невус и ангиопатии (гемангиома, лимангиома, телеангио-эктазии и т.п.);

>   элементы сыпи (экзантема, энантема): уртикарные - волдырь, розео-лезные (пятнистые) или эритематозные, модулярные или узелковые, геморраги­ческие (экхимозы, петехии, гематома), тубекулярные или бугорковые, везикула или пузырек, пустула или гнойничок, буллезные или пузырчатые (Рис.1). Ука­зывают локализацию, изолированное или групповое расположение, количество (единичные, множественные).

>   ногтевые пластинки. Указывают внешний вид, форму, цвет. Изменения околоногтевого валика - фликтена, турниоль у новорожденных. Наличие де­формации, грануляций, экссудативного отделяемого (вид, цвет, запах, конси­стенция). Особенности волосяного покрова, тип и соответствие полу.