Обследование детей при хирургической патологии, страница 10

>   Абдоминальный воспалительный  синдром  (см.   выше)  при внутрибрюшных повреждениях полых органов и поджелудочной железы.

>   Абдоминальные геморрагические синдромы (внутреннего кровотече­ния) при травмах и заболеваниях:

•    внутриорганного — паренхиматозного, гастроинтестинального;

"   внутрибрюшного   - при повреждениях селезенки,   печени,   большого сальника, брыжейки;

•   забрюшинного - при повреждении почки, надпочечника, аорпы, полой вены, костей таза.

>   Синдром в ну три плеврального напряжения при травматическом раз­рыве (отрыве) купола диафрагмы.

Общие синдромы (адаптационные) острых хирургических процессов. Наиболее часто возможно выявление симптомов, формирующих:

б1 инфекционно-воспалительный синдром;

б1 синдромы органной (гастроинтестинапьной, ренальной, гепатобилиар-ной) недостаточности;

б1 синдромы гемодинамической, дыхательной, церебральной недостаточ­ности при декомпенсации функциональных систем жизнеобеспечения;

б1 синдромы изменения обмена веществ (дисметаболизма): субстратно-энергетического и теплового, гидро-ионного и осмотического дисбаланса, из­менений активной реакции внутренней среды (АРВС или КЩС).

Наличие общих симптомов (синдромов), их выраженность определяются типом, локализацией и продолжительностью существования патологического процесса, возрастными анатомо-физиологическими особенностями ребенка.

Особенности объективного обследования детей младшего возраста при хирургической патологии:

>   неспособность ребенка локализовать боль (при наличии выявляемой ло­кальной болезненности);

>   необходимость выявления и оценки местных симптомов по их эмоцио­нальным и двигательным эквивалентам - настороженное внимание и готов­ность к защите при попытке обследования области предполагаемого патоло­гического процесса, гримаса плача, плач, вынужденное положение, отталкива­ние руки врача, непроизвольное защитное движение конечности и т.п.;

>   необходимость обследования живота у ребенка в состоянии медика­ментозного сна.

Дополнительные методы обследования

Приведенная систематизация видов дополнительных исследований не тре­бует уточнений типа «инструментальные», «специальные», «аппаратные», про­ста для запоминания и практического использования. Каждый из классов до­полнительных исследований имеет неограниченные возможности для расшире­ния при разработке и внедрении в клиническую практику новых методик. 1. Лабораторные исследования:

общеклинические - анализы крови, мочи (Приложение 4, табл. 1,2), ка­ла;

•    биохимические - ионограммы, микроэлементный состав крови, мочи, ликвора; протеинограмма, ферменты, метаболиты, показатели активной реак­ции внутренней среды (КЩС), системы гемостаза (Приложение 4, табл.3)',

•   морфологические ~ цитологические, гистологические, гистохимические исследования биоптатов;

•   микробиологические и вирусологические;

•    иммунологические (радиоиммунные).

2.       Лучевая диагностика:

•   рентгенологические методы: обзорные и контрастирующие - рентгено­графия, рентгеноскопия, электрорентгенография (ксерография), эзофагогастро-скопия, ирригография, уроцистография и др. (Рис.9);

"   улътрасонография (Рис. 10);

•    компьютерная томография;

•   ядерно-магниторезонансная томография;

•   радиоизотопное сканирование;

•    тепловизионная томография (Рис. 11);

3.       Функциональные исследования:

•    антропометрические - масса тела, рост и их соответствие возрасту, длина окружности конечности и т.п.

•    термометрические - кожная, сублингвальная, ректальная, селективная, внутриорганная термометрия

•    тензометрические - артерио- и флеботензометрия, эзофаготензомет-рия, эзофагеальная, ректальная сфинктеротензометрия, остеомедуллярная тен­зометрия, спленопортоманометрия и др.;

•   зондовые и катетеризационные исследования полых органов, полостей, раневых каналов и свищей;

•    электрофизиологические - ЭКГ, ФКГ, электромиография (Рис.13), рео-плетизмография, поликардиография и др.;

•    пневмометрические - пневмотахометрия, спирометрия, оксигемомет-рия, и т.п.

4.       Эндоскопические исследования:

    полых органов - ФЭГДС, колоноскопия, ректоскопия, цистоскопия, кольпоскопия и др.;

    полостей - лапароскопия (Рис.12, 14), торакоскопия, артроскопия.

5.       Комбинированные исследования - спленопортография, остеомедуллография, ангиокардиография, лимфография и др.

Не следует называть биопсию дополнительным исследованием, так как это методика забора биологических материалов для последующих гистологиче­ских, микробиологических и иных лабораторных исследований.

Клиническое значение каждого из дополнительных методов обследования определяется своевременностью, правильностью оценки с учетом всех факто­ров, влияющих на диагностические признаки. Изложение клинического значе­ния результатов конкретных видов дополнительных исследований дано в соответствующих разделах частной хирургии детского возраста. Общими условия­ми применения методов дополнительного обследования являются.

О использование необходимого минимума исследований при максимуме диагностической информации,

О диагностическое значение ожидаемой информации должно быть выше степени риска исследования,

О прогнозирование существенного влияние результатов дополнитель­ного исследования на изменение хирургической тактики.

Полученная диагностическая информация в лаконичной форме вносится в историю болезни. Подготовка и оформление учебной истории болезни - одна из форм практической работы студента в рамках учебной программы по дет-32

ской хирургии на 5 курсе педиатрического и лечебного факультетов медицин­ских институтов. Имеет целью закрепление приобретенных и овладение специ­альными навыками обследования ребенка, практического применения логических законов правильного клини­ческого мышления для обоснования диаг­ностической и лечебной программы при хирургических заболеваниях. Учебная ис­тория болезни оформляется студентом в итоге самостоятельного обследования больного ребенка, участия в составлении и реализации отдельных элементов диаг­ностической, лечебной программы на клинической базе кафедры детской хи­рургии. Одно из отличий учебной исто­рии болезни от клинической заключается в необходимость описания Status praesens objectives на момент госпитализации, т.е. по данным клинической истории болезни у больных, полученных для курации в послеоперационном периоде. Подбор больных осуществляется преподавателем в соответствии с учебной программой