Обследование детей при хирургической патологии, страница 2

>   количественная - сила, выраженность, степень, величина, множествен­ность и т.п.;

>   качественная оценка - характер, качество, свойства, особенности. О локализация симптома- место, направление распространения и т.п.;

О взаимные связи симптома - его предполагаемая причинность или обуслов­ленность, последовательность в появлении отдельных симптомов, их чере­дование, изменение интенсивности (усиление, затихание и т.п.), возможная группировка симптомов в синдромы и симптомокомплексы;

О динамика симптома: давность - время появления или существования, быст­рота или темп развития, постоянство или периодичность симптома, характер и направление его изменений под влиянием тех или иных факторов;

О оценка диагностической значимости симптомов:

>   главные, специфические;

>   абсолютные или патогномоничные;

>   типичные, характерные, но общие для ряда болезней;

>   второстепенные, случайные, сопутствующие.

О специфическая семиологическая характеристика диагностического значения симптома, т.е. о чем может говорить данный симптом и каким термином его следует обозначить:

>   о каких нарушениях функции, и какого органа может свидетельство­вать данный симптом;

>   на какое патологоанатомическое состояние указывает;

>   каковы в данном случае причины возникновения симптома;

>   каковы его возможные последствия;

>   какова в данном случае взаимосвязь с другими отдельными симптома­ми.

О прагматическая оценка значимости симптома для больного и для врача.

Полученная диагностическая информация после обобщения и оценки зна­чимости подробно и логически связанно излагается в истории болезни, карте амбулаторного наблюдения. При этом последовательность изложения не связа­на с последовательностью примененных методов обследования.

МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И СИМПТОМЫ ХИРУРГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Для проведения обследования ребенка необходимы определенные условия и оснащение [2, 5, 6]. Спокойная обстановка, доброжелательность медицинско­го персонала, четкая организация работы разных специалистов при оказании экстренной диагностической помощи при хирургической патологии способст­вуют возникновению доверительных отношений с больным ребенком, его ро­дителями. Кабинет врачебного приема должен иметь достаточное освещение в любое время суток, температура воздуха - не ниже 22°С. Контакт врача с ре­бенком младшего возраста облегчается при наличии эстетичного оформления кабинета: игрушки, рисунки, привлекающие внимание. Для клинического об­следования хирургу необходимы: часы с секундной стрелкой, стетофонендо-скоп, перчатки, сантиметровая лента, шпатель, термометр. Одно из основных требований к стетофонендоскопу - контактирующая с телом ребенка часть должна иметь низкую теплоемкость, либо перед прикосновением к ребенку ее необходимо согреть.

При обследовании больного ребенка используются основные и дополни­тельные методы. Субъективное и объективное обследование - основные мето­ды. Полученные данные и их врачебная оценка определяют объем программы дополнительных исследований, клиническую интерпретацию их результатов. Как правило, обследованию предшествует выяснение регистрационных или ан­кетных данных.

Субъективное обследование

Анкетные данные (паспортная часть) вносятся в историю болезни на ос­новании сведений, полученных от больного ребенка, либо от сопровождающих его родителя, медицинского работника или иных лиц, а также на основании со­проводительных медицинских документов. Регистрируются:

Фамилия, имя, отчество больного ребенка.

Дата (и время — для новорожденных) рождения, возраст. Указывают число целых недель у новорожденных, число целых месяцев жизни у детей до 1 года и число лет у детей старше года.

Пол ребенка (мужской, женский).

Адрес места жительства, место работы матери или отца, номер их до­машнего, служебного телефона.

Направившее учреждение.

Клинический диагноз при направлении.

Клинический диагноз при госпитализации.

Клинический диагноз заключительный: а) основного заболевания, б) ос­ложнения основного заболевания, в) сопутствующего заболевания, фонового состояния.

Дата и время госпитализации.

Дата, время и причина выбытия (выписка, перевод в другой стационар, смерть).

Исход лечения при выписке (выздоровление, с улучшением, без перемен, ухудшение).

При госпитализации для оказания экстренной хирургической помощи -диагностической, лечебной, - указывают продолжительность каждого из этапов (Приложение 7).

При госпитализации детей и подростков в возрасте до 16 лет после разъяс­нения необходимости хирургического лечения, риска и вероятности осложне­ний заболевания, предполагаемых методов диагностики и лечения оформляется согласие родителя (опекуна) на проведение дополнительных исследований, хи­рургического вмешательства у больного ребенка. Указывается обоснование госпитализации матери для ухода за больным ребенком.

Особые сведения касаются установленных аллергических реакций с указа­нием вида аллергена (пищевой, бытовой, медикаментозный и т.п.), проведен­ных гемотрансфузий, лечения гормональными препаратами.

Клиническое значение анкетных данных заключается в возможностях:

>   правильной оценки результатов обследования при определении соот­ветствия морфо-функциональных, лабораторных показателей возрасту, полу больного;

>   оценки   достоверности   диагностической   информации,   касающейся предшествовавшего обследования, лечения (со слов больного или по данным сопроводительного медицинского документа);

>   выбора диагностической программы и правильного семиотического анализа симптомов в зависимости от длительности заболевания, увеличиваю­щей риск осложненных форм хирургической патологии;

>   определения программы дифференциальной диагностики в соответст­вии с возрастом и полом ребенка;

>   определения хирургической тактики, своевременного информирования родителей об изменениях в тактике, лечении ребенка;

>   предупреждения осложнений лечения в связи с фоновым состоянием, предшествующим лечением;