Проектирование электропривода механизма передвижения суппорта машины газокислородной резки стали на машине непрерывного литья заготовок № 2 конвертерного цеха ОАО НТМК, страница 4

На раме установлены направляющие, по которым передвигается суппорт с резаками. Суппорт - это сварная рама с закреплёнными на нём держателями резаков. Рама снабжена четырьмя вертикально расположенными катками, опирающимися на направляющие МГКР. Для удержания суппорта от перекоса в горизонтальном положении предусмотрены четыре боковых катка с вертикальными осями. Передвижение суппорта осуществляется при помощи реечной пары. Привод с ведущей шестерней установлен на суппорте. Ведущая шестерня привода обкатывается по зубчатой рейке, закреплённой на одной из направляющих рамы МГКР.

На рис.2 изображена упрощённая кинем-ская схема мех-ма передвижения суппорта:

w - угловая скорость вращения якоря двигателя, рад/с

Мс – момент сопротивления, действующий на валу двигателя, Н·м

Jдв – момент инерции, приложенный к валу двигателя, кг·м2

wвш - угловая скорость вращения ведущей шестерни, рад/с

Мвш – момент сопротивления, действующий на валу ведущей шестерни, Н·м

Jвш – момент инерции, приложенный к валу ведущей шестерни, кг·м2

h1 – КПД механической передачи редуктора

h2 – КПД механической передачи ведущая шестерня – зубчатая рейка

u - скорость передвижения суппорта, м/с

Fтр – сила сопротивления движению суппорта, обусловленная силами трения

Рис. 2

3.Расчетная схема механической части электропривода.

На основании изучения кинематической схемы электропривода перемещения суппорта МГКР делаем вывод о том, что производственный механизм можно представить в виде одномассовой системы (жесткого приведенного механического звена). Упругие свойства механической системы можно не учитывать, так как она не содержит длинных канатов, длинных валопроводов и других упругих элементов. Для получения расчетной схемы необходимо определить приведенное значение момента сопротивления и приведенное значение момента инерции. Расчетная механическая схема электропривода соответствует приведению момента сопротивления и моментов инерции к валу двигателя.

Момент сопротивления обусловливается силой трения скольжения в подшипниках ходовых колес, силой трения качения ходовых колес по рельсам, а также трением реборд ходовых колес о рельсы, возникающим вследствие возможного перекоса конструкции.

Сила трения скольжения в основном вызывается механическим зацеплением между неровностями поверхностей тел и сцеплением между молекулами обоих тел в областях непосредственного соприкосновения. В приближенных расчетах можно считать, что сила F трения скольжения прямо пропорциональна силе N нормального давления между поверхностями трущихся тел (закон Амонтона):

F = µ ∙ N

где µ – безразмерный коэфф. трения скольжения, зависящий от свойств материала тел.

При качении по плоской поверхности тел, имеющих форму круглых цилиндров или шаров, возникают не только упругие, но и пластические деформации. Поэтому линия действия реакции R плоскости не совпадает с линией действия силы N нормального давления (рис. 3). Нормальная к плоскости составляющая Rn силы R численно равна N, а горизонтальная составляющая F представляет собой силу трения качения. Пара сил Rn и N, приложенных к катящемуся телу, создает момент трения M, равный

M = F ∙ r = k ∙ N,

r – радиус катящегося тела,

k – коэффициент трения качения, имеющий размерность длины и зависящий от материала тел, состояния их поверхностей и целого ряда других факторов.

Рис. 3

Исходя из вышеизложенных соображений, момент сопротивления будем рассчитывать по следующей формуле:

kр – коэфф., учитывающий трение реборд колес о рельсы, возникающее вследствие возможного перекоса конструкции; обычно kр=2…2,5 поэтому принимаю kр=2,25;

mсупп – общая масса механизма перемещения суппорта, включающая в себя массу суппорта с резаком m, массу двигателя и массу редуктора.