Обучение грамоте. Воспитание привычки и формирование у детей способности к продуктивному использованию речевой деятельности, страница 7

Орфография. Формирование орфографической зоркости. Обучение орфографическому слоговому прогова-риванию при записи слов, предложений и небольших текстов. Практическое знакомство с безударными гласными в корне, парными согласными в конце слов, с механизмом проверки их написания. Правописание жи ши, ча ща, чу щу. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей и кличках животных; в названиях городов, рек, планет. Правила переноса. Формирование умения осуществлять орфографическую самопроверку.

Синтаксис. Практическое установление связи слов по вопросам. Предложение как языковая единица, выражающая мысль, состоящая из одного или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, и требующая специального оформления. Вычленение из речи предложений. Наблюдение над употреблением предложений, различных по цели высказывания, их интонационное и пунктуационное оформление. Составление предложений, распространение предложений. Обогащение речи предложениями различной структуры. Отличие предложения от текста.

Пунктуация. Пробел между словами в предложении. Большая буква в начале предложения. Знаки конца предложения: точка, восклицательный и вопросительный. Списывание предложений с образцов (сначала с рукописного, затем — с печатного текста) в соответствии с правилами пунктуации.

Каллиграфия (соблюдение пропорций элементов в буквах по высоте, ширине, углу наклона; одновариант-ность и устойчивость в начертании букв и их сочетаний). Правильная поза при письме. Положение тетради на парте. Умение правильно держать ручку. Укрепление мелкой мускулатуры рук и мелких движений пальцев. Конструирование графического образа буквы. Знакомство с рукодвигательными элементами букв по сравнению с речезрительными. Ориентировка на строке: рабочая строка и межстрочное пространство; верхняя и нижняя линии строки. Соблюдение рабочей строки и поля. Ориентировка в написании буквы: начало письма и направление движения руки. Написание букв с использованием опор, зрительного алгоритма и самостоятельно. Использование рациональных способов соединения букв в зависимости от начала написания следующей буквы.

Ожидаемые результаты обучения

В данный раздел вошли знания и умения, которые «обслуживают» курсы языка и чтения, сменяющие курс обучения грамоте.

Обучающиеся должны знать:

правила гигиены чтения и письма;

разницу между понятиями «звук» и «буква»;

все буквы русского языка и обозначаемые ими звуки, осознавая их соотношения и различия;

три вида соединений букв;

наизусть 5—8 небольших стихотворений;

содержание 8—10 детских книг.

Обучающиеся должны уметь:

соблюдать элементарные правила речевого этикета;

адекватно воспринимать звучащую речь;

выявлять в речи предложения, в предложениях — составляющие их слова;

читать осмысленно, правильно, плавно по слогам (с элементами чтения целыми словами) со скоростью не ниже 30 слов в минуту (небольшой незнакомый текст);

при чтении интонационно передавать характер знаков препинания и общий эмоциональный тон произведения;

делать звуковой анализ слов, легко выделяя звуки, определяя их последовательность и давая им характеристику (гласный-согласный, гласный ударный-безударный, указывает на твердость или мягкость предшествующего согласного; согласный твердый-мягкий, звонкий-глухой; парные и непарные согласные звуки по твердости-мягкости, по звонкости-глухости);

делить слова на слоги;

понимать и составлять несложные звуковые модели слов и схемы предложений;

воспроизводить все письменные буквы русского алфавита, правильно соединять их в буквенных комплексах, делать пробелы между словами;

переводить печатный текст в письменный;

списывать, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и предложения, состоящие из 3—5 таких слов;

находить в словах «опасные места» типа: безударный гласный, парный согласный в конце слова, большая буква в начале предложения и в именах собственных, жи ши, ча ща, чу щу, разделительные ь и ъ;

применять при письме изученные орфографические правила;

делать самопроверку написанного.