Обучение грамоте. Воспитание привычки и формирование у детей способности к продуктивному использованию речевой деятельности, страница 5

— планированию уроков типа «чтение-письмо» и «письмо-чтение», на которых работа над обеими сторонами письменной речи чередуется для обеспечения их максимального единства.

Названные подходы способствуют обеспечению целостности процесса обучения грамоте.

Цикл обучения грамоте по данной программе не делится на дополнительные периоды. Добуквенный этап не представляется нужным, так как адаптация первоклассника, речевая и звуковая работа, подготовка к обучению письму проводится не оторванно от изучения букв, а попутно и в связи с ним на протяжении всего срока обучения по «Азбуке». Нет необходимости и в после-букварном периоде, так как, во-первых, его функции выполняют учебники для 1 класса по чтению («Для сердца и ума») и по русскому языку, продолжающие работу, начатую в период обучения грамоте; во-вторых, согласно данной программе, активная литературная работа охватывает весь период обучения грамоте, включая в читательский опыт детей не только функциональные букварные тексты, но и по-настоящему художественные произведения из «Азбуки», пособия для чтения «Книжечка» и детских книг. Объединение в едином речевом поле и одном временном периоде фонетической работы (традиционно она преобладала на подготовительном этапе), формирования навыка чтения (обычно это являлось ведущей задачей основного периода) и началь

ного литературного развития (обычно осуществляемого после основного периода) делает обучение грамоте более органичным, разнообразным и продуктивным.

Комплект по обучению грамоте включает Программу по обучению грамоте, «Азбуку», учебное пособие «Книжечка» для организации работы с детской литературой; тетради на печатной основе для обучения детей письму; книгу для учителя с советами по проведению уроков чтения и письма. «Азбука» обеспечивает основное содержание обучения чтению (навык чтения, работа с текстом и с книгой) и содержит учебные материалы для освоения языковых явлений в определенной системе (см. раздел программы «Содержание обучения»). В целях осуществления дифференцированного подхода к обучению чтению в «Азбуку» включены литературные материалы не только для тех, кто только учится читать, но и для читающих на всем диапазоне букв, что позволит не задерживать развития читательских умений детей, имеющих навык чтения более высокого уровня.

Содержание обучения (207 уроков)

Мышление и речь. Текст. Практическое освоение понятий: речь «вербальная» и «невербальная», «устная» и «письменная», ее назначение; «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква». Общее представление о тексте как группе предложений, связанных общим смыслом и расположенных в логической последовательности. Формирование умения внимательно и доброжелательно слушать ответы и рассказы сверстников. Понимание на слух основного содержания сообщений и доступных по возрасту литературных произведений, выделение наиболее важных фактов. Формирование умений связной речи (понимание темы и основной мысли высказывания, необходимости последовательного изложения мыслей). Обучение озаглавливанию иллюстраций и небольших текстов. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа по картинному плану. Составление рассказа или сказки по серии иллюстраций. Заучивание наизусть небольших стихотворений. Освоение норм речевого этикета в ситуациях бытового и учебного общения.

Овладение способами логической группировки слов по общему признаку. Знакомство с правилами гигиены чтения. Обучение чтению вспомогательных единиц — слогов — с ориентировкой на буквы гласных. Правильное воспроизведение при чтении слогозвуковой структуры слов. Освоение чтения слов — по слогам, с использованием приема наращивания, способом целых слов и по догадке. Формирование первоначального навыка чтения: осмысленного, правильного, плавного слогового, выразительного чтения доступных по содержанию, зву-ко-буквенному составу и структуре предложений и небольших текстов.

Выработка привычки к прогнозированию предстоящего чтения, к осмыслению текущего чтения и обдумыванию прочитанного. Обучение прогнозированию характера книги по обложке перед ее чтением. Обучение рассматриванию функционально разнообразных иллюстраций учебника и детских книг, извлечению из них нужной информации. Понимание основного содержания доступных восприятию первоклассников литературных произведений: темы, основной мысли, смысла и последовательности событий, характеров и взаимоотношений персонажей.