Обучение грамоте. Воспитание привычки и формирование у детей способности к продуктивному использованию речевой деятельности, страница 3

Для  обучения  грамоте  (элементарному  чтению  и письму) одной из важнейших проблем является перевод устной речи в письменную и наоборот, а значит, вопросы координации звуков и букв. Оттого, что звук первичен по отношению к букве, обучение грамоте строится именно в такой логике: от звука к букве, а не наоборот. Звуковой анализ в этой цепочке предшествует графическому и орфографическому оформлению слова при письме и является исходным. Поэтому в название метода обучения грамоте, декларируемого данной программой, можно было бы добавить сочетание слов звукобуквенный, если бы это не было столь очевидным. Не случайно к традиционному «звуковой» (метод) добавлено «буквенный». Говоря о формировании умений письменной речи, мы не в праве игнорировать знаковую природу письма и чтения. Обучать письменным формам речи на основе лишь звукового метода, игнорируя буквы как самостоятельный языковой материал, не представляется возможным. Ведь именно механизм раскодирования буквенной модели слова, перевод ее в смысловую единицу, имеющую определенное звуковое выражение, лежит в основе процесса чтения. При этом важное место в обучении грамоте занимает выявление неоднозначности между звуковой и буквенной формами речи. Данная методическая позиция состоит в сознательной опоре на устную речь, в том числе и при освоении форм письменной речи. Однако, в силу меньшей освоенности первоклассниками письменной речи, в период обучения грамоте именно ей уделяется более пристальное внимание. То есть, опираясь на имеющийся багаж умений устной речи (аудирование, говорение), мы планомерно формируем письменные формы речи — чтение и письмо.

Одной из особенностей данной системы обучения грамоте в контексте смыслового синтетико-аналитиче-ского метода является тот факт, что основной единицей чтения становится слово, вспомогательной единицей — слог. С учетом позиционного принципа чтения (влияния следующего, особенно гласного, звука на произнесение предыдущего) буква, обозначающая мягкость или твердость чтения предшествующего согласного, выделяется в учебнике более жирным шрифтом. Это делается в течение времени, необходимого для того, чтобы дети привыкли при чтении открытого слога ориентироваться на буквы гласных, и до тех пор, пока у большинства первоклассников не сформируется достаточное поле чтения, позволяющее им легко следовать позиционному принципу чтения. Для обучения чтению слогов со стечением согласных в «Азбуке» предлагаются два варианта упражнений с использованием приема наращивания. Для обучения слитному чтению слов в учебник включены специальные упражнения, в том числе учебно-методические материалы, базирующиеся на известном в педагогике методе целых слов. Вариант последнего, применяемый в рамках данной системы обучения грамоте, точнее назвать способом обучения целыми словами, так как он не довлеет над другими способами и приемами обучения грамоте, а органично вписывается в смысловой синтетико-аналитический метод. Разумное применение названного способа обучения обеспечивает более быстрое продвижение детей в овладении навыком чтения благодаря опоре на их образное мышление, способность к блоковому запоминанию. Читая слово, значение которого подсказано картинкой, ребенок непосредственно, на интуитивной основе «схватывает» механизм образования слов из звукобуквенных комплексов. Способ обучения чтению методом целых слов базируется на доверии к природе ребенка, к его речевой интуиции. Одним из результатов его применения является опережающее изучение букв, когда в слове, входящем в комплекс «изображение-слово», имеется одна неизученная буква, восстанавливаемая по догадке, исходя из общего смысла. Благодаря этому значительно увеличивается диапазон чтения и реализуется идея самообучения. Способ обучения чтению целых слов не противоречит звуковому принципу обучения грамоте, а лишь дополняет его, расширяя возможности формировать механизм осмысленного чтения. Одним из приемов, базирующихся на способе обучения чтению целыми словами, является чтение детьми слова, предложения или небольшого текста уже знакомого им содержания и совместное чтение читающими и нечитающими. Важно то, что при обучении чтению целыми словами ребенок учится воспринимать слово не как структурное образование, а как цельный зрительный  образ,  семантически  значимый  и  имеющий звуковую форму. Это вполне соответствует характеру смыслового синтетико-аналитического метода, рекомендуемого нами для обучения грамоте, способствует формированию речевой интуиции детей и более быстрому, чем обычно, переходу со слогового способа чтения на чтение целыми словами. Последнее особенно важно в связи с тем, что задержка детей на слоговом чтении нарушает естественную связь написанного и озвученного слова с его значением и препятствует осмыслению читаемого.