Обучение грамоте. Воспитание привычки и формирование у детей способности к продуктивному использованию речевой деятельности, страница 6

Выразительность чтения: соблюдение интонации повествовательной, вопросительной и восклицательной; практическая постановка пауз и соблюдение мелодики голоса в зависимости от знаков препинания (запятая, тире, точка, вопросительный и восклицательный знаки); передача эмоционального тона сообщения. Освоение способа молчаливого чтения; на данном этапе обучения допустимо чтение полушепотом.

Знакомство с народными и авторскими произведениями разной тематики и видожанровой формы (скороговорки, загадки, песенки, пословицы, сказки, стихи, басни, небольшие рассказы). Знакомство с наиболее известными писателями, в первую очередь с А. С. Пушкиным, Л. Н. Толстым, X. К. Андерсеном, а также классиками детской литературы С. Я. Маршаком, К. И. Чуков ским, А. Л. Барто, С. В. Михалковым, А. В. Волковым, Б. В. Заход ером и др.

Лексика. Слово как лингвистическая единица, отличная от обозначаемого им предмета или явления, и его значение. Умение выделять слово из предложения. Практическое знакомство с явлением многозначности, омонимами, омографами, синонимами, антонимами. Обогащение активного и пассивного словаря учащихся. Образные слова и выражения в художественных текстах.

Фонетика. Графика. Система отношений между звуками речи (фонемами) и буквами, а также рисунок буквы. Звуки гласные, согласные, буквы, их обозначающие. Правильное интонирование, выделение звука в рамках слова, определение количества и последовательности звуков в слове, элементарная характеристика звуков речи. Гласные ударные и безударные; буквы, обозначающие один звук и два звука; обозначающие мягкость и твердость предшествующего согласного. Умение определять ударный слог, знакомство со смыслоразли-чительной функцией ударения. Согласные мягкие и твердые; глухие и звонкие; парные по глухости-звонкости и непарные. Буквы ъ и ь. Деление слов на слоги. Знакомство со словами, произношение и написание которых расходятся, их орфоэпическое и орфографическое чтение. Слогозвуковой анализ слов при их записи.

Изучение печатных и письменных букв в последовательности, обеспечивающей раннее обучение чтению и знакомство со звуковой системой родного языка: А, М, Я, Л, И, ы, Н, У, Ю, Р, О, С, 3, Е, Ё, К, Г, Т, Д, Э, Й, П, Б, В, Ф, Ж, Ш, Ц, Щ, Ч, X, ь, ъ. Последовательность введения букв определена ориентацией на частотность их использования в речи; на звуковую систему языка (сонорные, парные по глухости-звонкости, непарные по глухости-звонкости); на позиционный принцип чтения (буквы йотированных звуков Е, Ё, Ю, Я изучаются в сопоставлении с буквами Э, О, У, А).

Знакомство с русским алфавитом и его значением.

Умение осмысливать слова, воспринимаемые на слух или зрительно, различать в них звуки и обозначать их буквами и буквосочетаниями в соответствии с законами русской графики.

Освоение видов работы: списывание с письменной и печатной основы, «письмо по памяти», запись под диктовку предложений и небольших текстов, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением. Формирование умения контролировать себя в процессе письма, сравнивая свою запись с исходным образцом.

Морфемика. Наблюдение над функциями и грамматическим значением приставки, корня, суффиксов, окончаний (без использования терминологии), практические манипуляции с ними. Наблюдения над группами родственных слов (без обобщения).

Морфология. Практическое, без терминологии, знакомство с существительными нарицательными и собственными, одушевленными и неодушевленными, единственного и множественного числа. Эмпирическое установление согласования между существительными и прилагательными в соответствии с их грамматической формой. Построение словосочетаний с личными местоимениями различной грамматической характеристики, прежде всего — числа и рода. Накопление разнообразных лингвистических представлений о словах, обозначающих действия (без обобщения). Предлоги, союзы — их роль в речи; отличие от других групп слов. Практические манипуляции с предлогами, исходя из их грамматического значения и речевых канонов. Раздельное написание предлогов и союзов.