Обучение грамоте. Воспитание привычки и формирование у детей способности к продуктивному использованию речевой деятельности, страница 4

Смысловой синтетико-аналитический метод реализуется нами и при обучении детей письму. Исходной точкой и здесь является не анализ звуков или фонем, а восприятие детьми наполненной смыслом речи как синтеза языковых единиц, речи, из которой выделяются мысли-предложения и слова, полные значения. Затем следует цепочка аналитических и синтетических операций, основное содержание которых заключается в следующем: слогозвуковой анализ слов; перевод звуковой формы в письменную по законам графики, каллиграфии, орфографии и пунктуации; соотнесение зафиксированных звукобуквенных комплексов с заключенным в них смыслом. Надо заметить, что не только конечное, но каждое звено письменной речи в определенной степени выполняется с учетом и с позиции общего смысла, полученного с самого начала при восприятии привычной для детей устной речи.

Остановимся на том, как проявляется синтетико-аналитический метод при изучении начертания буквы. Сначала ребенок запоминает целостный облик буквы, затем устанавливается общность между печатным и письменным вариантами буквы, после чего осуществляется анализ: выявляются отличия печатного и письменного вариантов буквы, структура письменной буквы. Обучение написанию букв базируется не на поэлементном (аналитическом), а на целостном (синтетическом) подходе: алгоритм написания буквы, представленный в тетрадях на печатной основе, выявляет процесс синтеза буквы, представляя собой фиксацию последовательности этапов ее возникновения.

Психофизиологический механизм письма в отличие от чтения включает не только слухо-артикуляционный и зрительно-двигательный компоненты, но и рукодвига-тельное действие. Только взаимосвязь названных компонентов обеспечит полноценное освоение письма как вида речевой деятельности.

Технология обучения письму состоит из системы присущих данному предмету способов и приемов работы.

В формировании письма как сложного речерукодви-гательного действия одним из основных является син-тетико-аналитический копировальный способ обучения. Он помогает освоить технологию начертания письменных букв и их соединений и реализуется в цепочке следующих действий: запоминание образов букв и их соединений на основе анализа; конструирование букв из элементов-шаблонов; обведение крупных образцов букв в воздухе и на бумаге (макрокопирование) и в тетради (микрокопирование); попытка самостоятельного начертания по образцу с последующим анализом и коррективами; написание буквы с учетом результатов анализа. Принципиальным методическим подходом к обучению первоначальному письму является замена словесного описания последовательности начертания письменных букв на зрительный алгоритм их синтеза (например: У —» У/ —> Л1 —з Ж;/ —» п —» т ). Это вызвано стремлением соответствия конкретно-образному мышлению детей, которым, как известно, лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Тому же способствует и такой вид изучения зрительного образа буквы, как конструирование, которое базируется не только на наглядно-образном уровне мышления, но и на конкретно-действенном, что весьма продуктивно при работе с детьми данного возраста. Добавим, что из методики обучения письму по данной программе исключено традиционное ритмическое письмо под счет (тактирование), при котором дети с разными возможностями должны подстраиваться под навязанный им темп и ритм. В данной системе обучения письму реализуется упрощенный шрифт, принятый с семидесятых годов. Что касается вопроса о соединениях букв, то основное правило таково: закончив писать очередную букву, нужно вести со единительную линию к началу написания следующей буквы. Порядок изучения письменных букв соответствует последовательности усвоения звуков и букв по «Азбуке».

В данной системе обучения грамоте, ввиду единой природы чтения и письма, оба вида письменной речи изучаются совместно и активно взаимодействуют благодаря:

—  введению в «Азбуку» специальных заданий и упражнений, например печатания изучаемой буквы с целью ее лучшего запоминания, а также слогов и слов с новой буквой;

— соблюдению принципа синхронизации учебного материала по чтению и письму;