Обучение грамоте. Воспитание привычки и формирование у детей способности к продуктивному использованию речевой деятельности, страница 2

Психологической базой изучения грамоты служит теория речевой деятельности как основного средства коммуникации людей и возрастная психология. Конкретно для данной системы обучения грамоте особое значение имеет ориентация на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Именно на зону ближайшего речевого развития рассчитан учебный материал, содержащий не только изученные буквы, но и неизученные (примерно 5—10%), которые в общем потоке осмысленной речи прочитываются автоматически и при этом непроизвольно запоминаются.

Кроме того, учитывая возрастные особенности детей, например их сензитивность, хорошо развитую образную, зрительную и моторную память, данная система обучения сознательно опирается на эти возможности и предлагает ребенку «впитывать» в себя наряду с другими сигналами окружающей среды образы письменной речи — буквы, слова и их сочетания. Накопленный в результате произвольного и непроизвольного запоминания опыт письменной речи (в сочетании с уже имеющимся опытом устной речи) постепенно обобщается и преобразуется в лингвистические связи и закономерности, которые впоследствии применяются в речевой деятельности осознанно.

Речевую интуицию хорошо развивает и целенаправленное применение контекстного чтения, а именно «додумывание», угадывание отсутствующих или незнакомых детям языковых единиц на основе общего смысла текста, эпизода, предложения, стоящих рядом слов, группы составляющих слово букв, совокупности фрагментов букв, сюжетных и предметных иллюстраций. Важным подходом к обучению грамоте по данной программе является опора на природную речевую интуицию детей и ориентация на ее дальнейшее развитие, что реализовано на страницах учебной книги.

Методические принципы обучения грамоте. Исходя из совокупности лингвистических, психологических и методических подходов метод обучения грамоте формулируется нами как смысловой   синтетико-анали-

тический. Смысловым метод назван потому, что обучение детей по данной системе преимущественно идет от наполненной смыслом речи к абстрактным лингвистическим единицам, а не наоборот. В таком случае в основе обучения речевой деятельности лежит не лексически ин-деферентная фонема, или звук, или слог, а наполненная смыслом звучащая речь, делимая на отдельные мысли-предложения, которые, в свою очередь, состоят из лексически и грамматически значимых слов. Слово, находящееся в речевом потоке, легко осмысливается и со стороны содержания, и со стороны его формы (фонетической, графической, грамматической). Именно от значения слова к его фонетическому, графическому и грамматическому выражению (от конкретного к абстрактному) — такой путь обучения грамоте предлагается данной программой. Выбирая в качестве исходной, базовой единицы наполненную конкретным смыслом звучащую речь, а, например, не абстрактную для детей фонему, мы делаем обучение грамоте более понятным, осмысленным, близким конкретно-образной природе мышления детей. В связи с высказанной позицией акцент в данной системе обучения грамоте перемещается с анализа на синтез, на цельность. Это означает не отказ от аналитической деятельности на уроках обучения грамоте, а определенную расстановку акцентов. Коммуникативность, речь по своей природе синтетичны — они служат связи, а не разъединению. Анализ должен поддерживать и дополнять, а не подавлять речевой синтез, во всяком случае, на начальной ступени обучения. Логика обучения грамоте по данной программе такова: от синтеза (дошкольный речевой опыт) — к умеренному анализу (в целях более детального рассмотрения лингвистических единиц) и от него снова — к синтезу на новом, более высоком уровне (к осмысленному владению речью на основе полученных лингвистических знаний). Таким образом, и исходным, и конечным звеньями обучения грамоте является речь.